МАШИНА СТАЛИНА


        Поездки Сталина по Москве в 30-е годы осуществлялись в режиме большой секретности. На крышах домов располагались снайперы, сотрудники ОРУДа перекрывали движение на улицах следования кортежа, а "Сталинский" Паккард сопровождали четыре машины охраны (сегодня в кортежах президента их, по меньшей мере, десять). Впереди колонны следовали два Линкольна КБ с откидным верхом, который не мешал круговому ведению огня, оснащённых мощными 12-ти цилиндровыми двигателями, а сзади следовали два ЗИС-101 с охраной.

 

                                                               

         История тяжёлых (бронированных) автомобилей Гаража особого назначения (ГОН) началась с декабря 1936 года, когда в Москву был доставлен подарок для товарища Сталина от американского президента Франклина Делано Рузвельта, который уже пережил покушения на себя. Это был бронированный Паккард Твелв белого цвета. Подарок передал американский посол в Москве Аверал Гарриман. Автомобиль очень понравился Сталину, но белый цвет автомобиля не вписывался в официальный номенклатурный и машина вскоре была перекрашена в чёрный цвет.

 

                                                                 

           

         После этого по договору из США в СССР поставки автомобилей марки Паккард стали носить массовый характер. Стране были необходимы автомобили для обслуживания руководящего состава партии и правительства. Вскоре и другие высшие руководители пересели на бронированные автомобили модели Паккард Твелв различных модификаций, которых лишь в одной Москве насчитывалось около тридцати. Часть из них была дополнительно бронирована бронелистами наивысшего качества на заводе ЗИС при участии специалистов различных направлений. В результате появился добротный автомобиль монументальной внешности фирмы Паккард, внешний вид которого не забылся и так полюбился Сталину, что и получило дальнейшее развитие при создании нового послевоенного автомобиля ЗИС-110. 
              Что касается автомобиля, подаренного Сталину, то он был бронирован на заводе "Дерхам" в Калифорнии. За основу было взято шасси Паккарда серии "14" с 12-ти цилиндровым двигателем1936-ого модельного года. Машина получила полностью бронированный изнутри кузов, хотя и имелись отдельные деревянные элементы, согласно технологии того времени, пуленепробиваемые стёкла, имевшие толщину 50 мм, поворотные форточки окон, бронированное днище. Увеличенная масса машины компенсировалась за счёт мощности 185-сильного двигателя. Позднее, в 1939 году, автомобиль был оснащён усиленной броневой защитой на заводе ЗИС - это были более толстые броневые листы и стёкла толщиной 70 мм. Шасси автомобиля, имевшее необходимый запас прочности легко пережило это увеличение массы, автомобиль лишь немного потерял в динамике разгона и несколько снизилась его скорость, но, тем не менее, в результате получился довольно скоростной автомобиль. Сталин брал его в свои путешествия не только по просторам Советского Союза, но и даже на конференцию в Тегеран в 1943 году, Ялту в 1944-ом и Потсдам в 1945-ом. Транспортировка автомобиля обычно осуществлялась вместе с хозяином на поезде. 
        Одновременно с этим на заводе ЗИС велись работы по бронированию шасси автомобиля ЗИС-101, ему даже был присвоен специальный индекс ЗИС-101Э, но оба построенных экземпляра посчитали неперспективными и впоследствии они были уничтожены. 
       Говорят, что перед войной товарищ Сталин на заседании Политбюро сказал: "Мы, члены правительства, подаём плохой пример тем, что ездим на автомобилях иностранного производства. «Возможно, именно с этого момента начинается история создания бронированных автомобилей отечественного производства для первых лиц государства.
В 1942 году, когда завод ЗИС находился в эвакуации на Урале, и ещё не было ясно кто победит во Второй Мировой войне, было принято решение о начале работ по созданию послевоенного лимузина для высшего руководства страны. За основу в качестве исходного образца был принят опять же Паккард серии "180". Автомобиль, благодаря усилиям конструктора Островцева и художника (дизайнера) Германа, хотя и имел некоторое сходство с Паккардом, получился не копией, а даже более современной и прогрессивной вариацией на тему Паккарда. Параллельно с работой над новым флагманом советского автомобилестроения - ЗИС-110, велось проектирование его бронированной версии - ЗИС-115. Кузов бронированного ЗИСа получил индекс "145" ("140" -- у ЗИС-110), а шасси -- 110С (специальный, по другой версии "сталинский"), а автомобиль в целом получил обозначение ЗИС-115. Так чем же автомобиль ЗИС-115 отличался от ЗИС-110? 
       В качестве исходного шасси для ЗИС-115 был взят ЗИС-110. При создании ЗИС-115 Сталиным была поставлена задача создать автомобиль, имеющий такую броневую защиту, которая позволяла бы противостоять автоматным и пулемётным пулям, а также защищала бы от взрыва гранат и мин и при этом внешне автомобиль не имел бы никаких отличий от серийного ЗИС-110. 
       Прежде всего, для такого автомобиля нужен был кузов специального исполнения, как его называют сейчас, кузов полной защиты автомобиля -- бронекапсула (по тогдашнему сов. секретному обозначению -- изделие "100"), которая изготавливалась на Подольском военном заводе из самого лучшего на тот момент броневого листа. Толщина двойных дверей достигала 40 мм, пуленепробиваемых стёкол -- 50 мм. Стёкла дверей перемещались в своих проёмах лишь наполовину, причём вниз они опускались за счёт собственного веса поворотом специального барашка, а вверх поднимались с помощью гидравлических домкратов, вмонтированных внутрь двери. Кроме усиленных замков дверей на обеих задних и правой передней дверях имелись массивные цепочки (как на дверях в квартиру), предотвращающие возможность их нежелательного открытия. Сама дверь весила около 300 кг.

                                                                         

       Машина имела двойное днище, двойную крышу и особо усиленную заднюю стенку. Вес машины составлял около 4150 кг, в зависимости от конкретной комплектации. У автомобиля была усилена подвеска, мосты были иной конструкции, двигатель был форсирован со 140 до 162 л.с., имел сдвоенный топливный насос, но при этом одинарный карбюратор. В трансмиссии были изменены передаточные числа, в результате чего скорость автомобиля составляла немногим более 100 км/час, против 140 км/час у ЗИС -110. Пытаться увеличить скорость не было смысла, так как при имевшихся тормозах вся надежда на безопасность движения возлагалась не на них, а на правильную организацию прохождения кортежа, который трогался по команде вождя и двигался по маршруту, который он выбирал из нескольких предварительно согласованных. Причём в какой машине поедет Сталин, на каком месте он будет находиться и каким маршрутом поедет не было известно до момента начала движения. Рядом с водителем на переднем сиденье размещался сопровождающий, он отдавал команды, открывал дверь хозяину и отвечал за всё. Водитель после выхода вождя из подъезда должен был включить передачу и держать руки на рулевом колесе цвета слоновой кости, чтобы после того, как за главным пассажиром закроется дверь, сразу тронуться с места. Несколько машин летели по улицам, прижавшись вплотную друг к другу, к ним по отдаваемым по спецсвязи приказам, присоединялись на различных этапах машины охраны. Весьма часто Сталин сидел на откидном сиденье - страпонтене. Как вспоминает маршал Жуков, часто ездивший с генералиссимусом: "Сталин указал мне, чтобы я сел на заднее место. Я удивился. Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним - Сталин, за Сталиным - я. Я спросил потом Власика: "Почему он меня туда посадил?" "А это он всегда так, чтобы, если будут спереди стрелять, в меня попадут, а, если сзади - в вас".

         


         Снаружи ЗИС-115 был почти неотличим от серийного автомобиля ЗИС-110, за исключением лишь небольших деталей, заметных вблизи. Машина имела увеличенный диаметр колёс, из-за значительно возросшей массы, имевших размер 7,50 - 17 вместо 7,50 - 16, на которых не было вставок белого цвета на боковинах и они едва умещались в проёмах крыльев. Более выпуклые колпаки колёс скрывали усиленные ступицы мостов. 
  

                            


         Всего по данным из разных источников, было выпущено 32-38 бронированных ЗИС-115. Некоторые из этих автомобилей, выпускавшихся с 1947 по 1954 год, дожили до наших дней. Все они находились в распоряжении Генералиссимуса. Две штуки в Ленинграде, около десяти штук в Москве и на загородных дачах, остальные в Крыму, на Северном Кавказе, в Сочи и Закавказье. Правда знатоки утверждали, что когда не надо было опасаться за свою жизнь и показывать патриотизм, Сталин любил прокатиться на своём старом Паккарде -подарке президента Рузвельта. Но, тем не менее, боявшийся покушений вождь никогда не пользовался одной и той же машиной два дня подряд. 
         С приходом к власти Хрущёва, бронированные автомобили Сталина были забыты. Мастер игры в демократию Никита Сергеевич демонстрировал свою открытость народу и поэтому предпочитал кабриолеты. После развенчания культа личности на ХХ съезде КПСС Завод имени Сталина (ЗИС) был переименован в Завод имени Лихачёва (ЗИЛ). Хрущёв пересел уже на другой автомобиль - ЗИЛ-111. Но...

 

                                                                                               


         В 1981 году на ватманах зиловских конструкторов вновь появляются чертежи бронированных автомобилей. Спустя некоторое время стали востребованы не только теоретические расчеты, но и уцелевшие экземпляры ЗИС-115, которые понадобились для проведения натурных испытаний, включая современный краш-тест и обстрел автомобиля на полигоне по наиболее слабым местам, согласно всем современным требованиям. С поставленной задачей справились с честью - был создан автомобиль, обеспечивавший самый высокий уровень защиты на тот период и не имевший аналогов в мире -- ЗИЛ-4105!


Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2018 Москва