ФАЭТОН ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

     Развитие экономики Советского Союза в 30-е годы предусматривало вполне определённый характер использования легковых автомобилей – в качестве служебного автотранспорта. Таксомоторное обслуживание тогда только начинало развиваться, а машины индивидуального пользования лишь начали появляться. Принимая во внимание взятый курс, было решено начать выпуск автомобилей среднего класса, самых простых конструкций. Поскольку основным объектом производства на Горьковском автозаводе стал грузовой автомобиль ФОРД-АА, естественно, что наиболее экономически целесообразно было бы параллельно с ним выпускать легковой автомобиль максимально с ним унифицированный, то есть ФОРД-А.

 

                                       

                                                                                                 Форд-А. 1931 год

 

      А поскольку этот автомобиль выпускался в США с различными типами кузовов как открытыми, так и закрытыми, то предстояло также выбрать и тип кузова. Взвесив технологические и эксплуатационные возможности, наши специалисты остановились на пятиместном четырёхдверном кузове типа фаэтон. Таким кузовом оснащались все ГАЗ-А, начиная с 8 декабря 1932 года, когда были собраны первые два экземпляра.

 

                                                        

                                            Автомобиль ГАЗ-А первого выпуска на конвейере. Фото 10 декабря 1932 года

 

     Позже, в1933 году, с конвейера стали сходить пикапы ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой, грузоподъёмностью 500 кг. Попытки начать производство закрытых машин ГАЗ-6 с четырёхдверными кузовами седан, успехов не имели. Для производства таких кузовов требовалась хорошая оснастка для сварки кузовов. 

 

                                      

 

                                                                                 Такси ГАЗ-А на стоянке в Сочи. 1934 год

 

     Наконец, необходимо упомянуть о нескольких образцах ГАЗ-А с двухместным кузовом типа родстер. К сожалению, неизвестно, был ли им присвоен самостоятельный индекс, так же как и машине ГАЗ-А с медицинскими кузовами. В заднем отсеке этих машин помещались носилки, которые устанавливались через дверцу в задней стенке кузова.

 

                          Машина "Скорой помощи" на шасси ГАЗ-А. 1934 год.

 

                     ГАЗ-А в реальной обстановке в Ленинградской области. 1935 год

                              

ГАЗ-А сохранил такие же оперение, раму ветрового стекла, щиток приборов и передние двери, как у ГАЗ-АА. Одинаковыми был двигатель, рулевой механизм, электрооборудование. Однако шасси ГАЗ-А имело совершенно иную конструкцию, чем ГАЗ-АА. Передняя и задняя оси соединялись с легкой штампованной рамой лонжеронного типа двумя поперечными рессорами. Многое в конструкции ГАЗ-А представляется в наши дни удивительным: это и ленточный тормоз задних колёс, и отсутствие устройства для регулировки клапанов, очень малая степень сжатия, благодаря чему в жаркую погоду, когда условия испарения жидкости были благоприятны, двигатель мог работать даже на керосине. У спидометра не было привычной стрелки: в окошке прибора передвигались нанесённые на барабан цифры, указывая скорость. Трёхслойное ветровое стекло было выполнено из двух слоёв стекла с проложенной прозрачной эластичной плёнкой. При ударе триплекс покрывался густым слоем трещин, но не рассыпался на отдельные осколки, как изобретённое позже закалённое стекло. 

 

ГАЗ-А стал первым отечественным автомобилем с гидравлическими амортизаторами в подвеске колёс – по четыре на  машину. Эти устройства относились к забытому ныне коловратному типу и создавали сопротивление колебаниям колёс лишь в одном направлении – были одностороннего действия.

 

Колёса с проволочными спицами, расположенными в три ряда, обладали большой жесткостью в продольной и поперечной плоскостях. Любопытной особенностью было то, что спицы не имели регулировочным ниппелей, они фиксировались неподвижно в ступице и на ободе.

 

Конструкция основных (рабочих) тормозов автомобиля ГАЗ-А по принципу действия не отличалась  от аналогичных систем на большинстве легковых автомобилей тех лет: барабанные тормоза всех колёс с механическим приводом. Ручной (сегодня мы называем его стояночным) тормоз действовал только на задние колёса и был ленточным. Он размещался в ступенчатом заднем тормозном барабане: лента прижималась к цилиндрической поверхности малого диаметра, колодки ножного тормоза – к поверхности большого диаметра.

 

Сам по себе автомобиль ГАЗ-А имел большой дорожный просвет, трёхступенчатую коробку передач, подача топлива к карбюратору осуществлялась самотёком, система электрооборудования была весьма простой – всё это соответствовало отечественным условиям эксплуатации, и автомобиль был быстро освоен большинством водителей.

 

Оборудование кузова ГАЗ-А создавало уже определённые удобства для водителя. На ветровом стекле был установлен вакуумный стеклоочиститель, зеркало заднего вида. Для удобства пользования педалью акселератора рядом с ней помещалась неподвижная опора для ступни.

 

Лобовое стекло могло поворачиваться в ветровой раме, и его положение фиксировалось барашками. Для защиты от ветра с боков рамы лобового стекла были установлены поворотные форточки.

 

За шесть лет автомобилей ГАЗ-А было собрано 41 917 штук. Одна из них, собранная 17 апреля 1935 года стала стотысячной машиной, сошедшей с заводского конвейера (стотысячный ЗИС  был собран 01 апреля 1936 года). Этот экземпляр отличался от серийного  не только надписью «100 000» на сердцевине радиатора, но, также специальной эмблемой на пробке радиатора, двухцветной окраской, двумя звуковыми сигналами и двумя фонарями на торпедо кузова.

                                              

                                                                                   ГАЗ-А № 100 000. Апрель 1935 года

 

Для участия в Каракумском испытательном пробеге 1933 года было подготовлено шесть машин ГАЗ-А. Вместо  серийных шин машины были оснащены широкопрофильными покрышками «сверхбаллон». Эти автомобили продемонстрировали удивительную проходимость. Участники пробега преодолели более 9,5 тыс. км, из которых 6000 составляли просёлочные и грунтовые дороги и 1000 -- сыпучие пески. Все машины дошли до финиша без существенных поломок. Но эти автомобили не являлись единственными примерами «вариаций на тему» ГАЗ-А.

 

        

                                                       ГАЗ-А на шинах «сверхбаллон», участвовавший в Каракумском

                                                                                испытательном пробеге. 1933 год

                                                                                                                                                                                      

Поскольку ГАЗ не выпускал легковых автомобилей  с закрытыми кузовами, а фаэтоны в зимнее время, особенно при использовании в качестве такси, не обеспечивали пассажиров комфортом, завод «Аремкуз» в Москве с 1935 года организовал на шасси ГАЗ-А выпуск малыми сериями четырёхдверных закрытых кузовов. Они не были цельнометаллическими, а имели деревянный каркас.Салон имел внутреннюю перегородку, отделявшей водителя от пассажирского салона. Всего было собрано 500 автомобилей.

 

Длина «ГАЗ-А-Аремкуз» составляла 4286 мм. Машина выделялась и высотой (1720 мм), и массой (около 1350 кг).

 

                            

 

 

                                                                               ГАЗ-А-Аремкуз с кузовом седан. 1935 год

                           

Московский инженер А.И Никитин, избрав в качестве темы своей научной диссертации исследование аэродинамики автомобиля, построил в 1934 году экспериментальную машину на шасси ГАЗ-А. Конструкция её кузова с деревянным каркасом и металлической обшивкой включала такие элементы, как V-образное ветровое стекло, полностью закрытые обтекателями задние колёса, наполовину утопленные в крылья фары. Отсутствие выступающих подножек, буферов, запасного колеса и другие меры позволили довести коэффициент лобового сопротивления до величины вдвое меньшей, чем у серийного Автомобиля ГАЗ-А.

 

Машина Никитина «ГАЗ-А-Аэро»,  оснащённая форсированным  с 40 до 48 л.с. двигателем (алюминиевая головка цилиндров, повышенная до 5,45 степень сжатия), развивала скорость 106 км/час, а разгон с места до 80 км/час занимал 36 с. Благодаря более совершенной аэродинамике «ГАЗ-А-Аэро» на скорости 70 км/час расходовал на 20% меньше  горючего, чем ГАЗ-А, а на скорости 40 км/час – на 8,2%.

 

Четырёхместный автомобиль отличался, конечно, большими, чем у ГАЗ-А, габаритами: длина – 4970 мм, ширина – 1710 мм, высота – 1700 мм. Масса в снаряжённом состоянии – 1270 кг.

 

                                

 

                                              ГАЗ-А-Аэро с обтекаемым кузовом конструкции А.И.Никитина

                                      

Помимо «ГАЗ-А-Аэро» на шасси ГАЗ-А различными организациями были построены опытные образцы спортивных автомобилей.

 

                                                  

                                                                                          

Что касается пикапа ГАЗ-4, то завод изготовил 10 648 таких автомобилей, которые использовались для доставки почты, при перевозке малых партий грузов. В металлической грузовой платформе длиной 1,6 м и шириной 1,1 м размещались две продольные откидные скамьи на шесть человек. Для входа в заднем борту платформы была предусмотрена дверца. Поскольку ни на платформе, ни под ней отсутствовало свободное пространство для запасного колеса, его устанавливали в нише переднего левого крыла.                           

                                                                                                   Пикап ГАЗ-4. 1933 год

 

По габаритам и массе ГАЗ-4 несколько отличался от ГАЗ-А: длина – 4080 мм, ширина – 1710 мм, высота – 1825 мм. Масса в снаряжённом состоянии – 1120 кг.

 

Соглашение с фирмой Форд о технической помощи предусматривало и обмен в течение девяти лет технической документацией. Когда в 1933 году началось производство модели Форд-40, был поставлен вопрос о выпуске её и на ГАЗе. Одним из инициаторов быстрейшей подготовки производства новой легковой модели выступил назначенный в октябре 1933 года главным конструктором ГАЗа А.А.Липгарт. Работы по ней, получившей впоследствии обозначение ГАЗ-М1, в экспериментальном отделе завода начались осенью 1933 года. Первые три опытных образца собрали в январе 1934 года. Они внешне отличались от серийных машин иной облицовкой радиатора, лючками на боковинах капота, колёсами с проволочными спицами.

 

 Технические характеристики

 

Размеры, мм:

длина х ширина х высота                                                                                        3790x1710x1788

база                                                                                                                                                2630

Тип кузова:                                                                                                  фаэтон четырехдверный 

Компоновка:

                  -двигатель спереди

                  -ведущие колеса задние

Максимальная скорость, км/ч                                                                                                         90

Модель двигатель                                                  ГАЗ-А, бензиновый, карбюраторный, рядный

Число цилиндров                                                                                                                               4

Рабочий объем, см3:                                                                                                                     3285 

Число клапанов:                                                                                                                                  8

                                                                                                                          расположение нижнее

Мощность, л.с/ кBт:                                                                                    40/29,4 при 2200 об/мин

Коробка передач:                                                                              механическая трехступенчатая

Подвески:

                  -передняя зависимая, на поперечной рессоре

                  -задняя зависимая, на поперечной рессоре

Тормоза:

                  -спереди барабанные, с механическим приводом

                  -сзади барабанные, с механическим приводом

Электрооборудование, В                                                                                                                   6 

Размер шин:                                                                                                                            5.50—19

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2018 Москва