ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО

   В странное время мы живём… Терминатор стал губернатором, граница между Россией и Украиной – чуть ли не линией фронта, а в Багдаде давно уже не спокойно… И лишь одно остаётся неизменным – военные парады  в Киеве до сих пор принимают на «Чайках».

   Мне на так уж много лет, но я хорошо помню помпезные военные парады в Москве на Красной площади в советское время. Когда-то они проходили дважды в год: на 1-ое Мая – День Международной солидарности трудящихся и 7-ое ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции. Сегодняшняя молодёжь даже и слов-то таких не знает, не то, что праздников…

   Каждый год  по телевизору мы смотрели трансляции этих парадов с Красной площади и удивлялись как чётко и плавно передвигаются по брусчатке два серо-стальных кабриолета с  высшими военачальниками нашей страны, как точно и синхронно подъезжают они к трибуне, расположенной на Мавзолее!  В последние годы это были машины короткобазной модификации – ЗИЛ-41044, их было выпущено всего три экземпляра. После смотра войск Министр обороны поднимался на Мавзолей и выступал с речью. Но потом «на верху» решили, что два парада в год слишком много и дорого, да и свидетельствует об излишнем милитаризме Советского Союза и парады 1-ого мая заменили на парад физкультурников и демонстрацию трудящихся.

                                          

   Могло ли мне тогда прийти в голову, что настанет день, когда мне удастся не только прикоснуться к священным машинам, но даже посидеть за рулём одной из них?

   В Советском Союзе была очень чёткая градация между чиновниками кому и на чём ездить. Ещё один парад в стране, в котором использовались автомобили ЗИЛ проводился в Ленинграде, но эти ЗИЛы были более ранней модели – ЗИЛ-117В, которых было сделано пять штук: три парадных серо-стальных и два точно таких же – чёрных, для Брежнева.   

                                                 

   Во всех остальных округах в парадах принимали участие «Чайки» и «Волги». Поэтому в конце 70-х, а точнее – в октябре 1978 года, по заказу Министерства обороны СССР было решение создать на базе представительского автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» специальную версию с открытым верхом, которая как раз и предназначалась для проведения военных парадов в крупных военных округах необъятной когда-то страны.

                                      

И вот такая машина была создана. Настоящий эксклюзив! Более редкий автомобиль, чем «Бентли» или «Роллс-Ройс».  Только вдумайтесь – за четыре года с 1985 по 1989, было выпущено всего 15 автомобилей ГАЗ-14-05. Самый первый опытный экземпляр хранится в музее Горьковского автомобильного завода, четырнадцать остальных разбросаны по всему миру, например, один даже когда-то был подарен Ф.Кастро, ещё два нашлись в Тбилиси и были привезены в Москву для участия в параде ветеранов Великой Отечественной войны, а ещё два находятся в Киеве.

   Собственно главное отличие кабриолета от серийной «Чайки» -- это кузов, в остальном машины конструктивно идентичны. Конструкторам во главе с А.Ю.Чистяковым была поставлена задача убрать с седана крышу, но без потери жёсткости кузова. Попытки найти компромиссное решение с заказчиком, например, удалив только часть крыши в задней части машины, создать нечто вроде ландо, успеха не имели. Инженерам возразили, что военачальник, едущий в машине, должен быть виден со всех сторон. Таким образом, пришлось разрабатывать конструкцию открытого кузова по прочности и жёсткости аналогичную закрытому. Этого можно было достигнуть только за счёт множества локальных усилений, которые и были внесены как в кузов, так и раму автомобиля. Кроме этого, создателям пришлось отказаться от откидных сидений и вместо сложного, с электрогидроприводом тента, применить более простой, укрывочный. Он состоял из металлического трубчатого каркаса и надеваемого чехла. По периметру ткань кренилась к кузову кнопками, ремнями и защёлками. Тент образовывал крышу над передними сиденьями, а, начиная от съёмной центральной стойки спускался назад по поясной линии. Таким образом, машина в профиль напоминала пикап. Большего было и не нужно – тент предназначался только для профилактических технологических обкаток автомобиля во время хранения. В остальном же ГАЗ-14-05 почти ничем не отличался от обычного седана: тот же двигатель, та же гидромеханическая трансмиссия. Впрочем были и отличия: от ГАЗ-14-05 требовалась надёжная работа на малых скоростях, возможность плавного, точного и синхронного движения Маневрирование в паре с подобной машиной. Внезапные остановки и отказы полностью исключались. Для этого систему питания оснастили электробензонасосом (на автомобилях ГАЗ-14 первых выпусков применялся обыкновенный  механический бензонасос, а после появления ГАЗ-14-05 электробензонасос стали устанавливать на все автомобили ГАЗ-14 «Чайка»), была продублирована система зажигания, один из механических вентиляторов был заменён на электрический, было убрано за ненадобностью противоугонное устройство. Ещё одним немаловажным условием, которого необходимо было придерживаться при проведении военного парада, была исключительная точность выполнения любых манёвров. График  движения по строго определённому маршруту был заранее расписан посекундно, а для его соблюдения на центральную консоль был установлен авиационный хронометр. Поскольку необходимость в часах отпала, их место занял тахометр. Во время проведения парада водители ориентировались не на команды, произносимые их орденоносными начальниками, а исключительно на эти два прибора. Вот почему «Чайки» съезжались и разъезжались так синхронно! Естественно конструкторы позаботились не только об удобстве водителя, но и о комфорте пассажира, даже несмотря на то, что большую часть поездки он проводил стоя. Сиденья ГАЗ-14-05 обтянуты кожей, пол покрыт мягким ковролином. Рядом со спаренной микрофонной стойкой (она фиксировалась в специальном держателе, установленном в спинку переднего сиденья вместо подголовника) находится специальный поручень – чтобы маршалу было удобнее стоять во время движения. В массивные подлокотники задних сидений, помимо традиционных пепельниц, вмонтирован ещё и блок дистанционного управления радиоприёмником и магнитофоном. В список «дополнительного оборудования» входили также две антенны в задних крыльях и два флагштока – в передних.

                                        

   Судьба «Чаек» трагична, как никакого другого транспортного средства. В 1989 году, в разгар перестройки, было решено лишить руководителей партии и правительства большинства привилегий. Партийных бонз пересадили на «Волги», а «Чайки» были списаны на «пенсию». Но кому-то и этого показалось мало. То ли по нелепому, бездумному приказу, то ли по преступной халатности было уничтожено всё, что касалось этих автомобилей – не только производственная линия, но и кузовные штампы, большая часть технической документации. Столь печального конца не знал, пожалуй, ни один автомобиль за всю историю мирового автопрома. Но сами машины, к счастью, живы. Впрочем, что говорить, вы сами можете их увидеть, может быть даже и на очередном военном параде. Улыбнитесь и помашите им рукой – ведь эти автомобили передают вам привет из прошлого…              

                                                    

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва