ГРАЖДАНСКИЙ БРОНЕТРАНСПОРТЁР

   Вопрос охраны первых лиц государства и предотвращения возможных покушений никогда не терял своей актуальности и постоянно требовал совершенствования организационных и технических мер обеспечения. Достаточно вспомнить хорошо известную всем попытку покушения террориста-одиночки В.И.Ильина на Л.И.Брежнева 22 января 1969 года, которое было совершено во время торжественной встречи космонавтов. Один человек, не член какой-либо преступной организации и не имея никакой поддержки из вне, из двух пистолетов успел выпустить 11 пуль по двум подъезжавшим к Боровицким воротам правительственным автомобилям, следовавшим в Кремль.

   Торжественное мероприятие было посвящено встрече космонавтов. В правительственный аэропорт Внуково-2 прибыл самолёт с космонавтами - участниками первой в мире стыковки на орбите космических кораблей "Союз-4" (Шаталов) и "Союз-5" (Волынов, Елисеев, Хрунов). Так как мороз был около -30 градусов до Москвы было решено ехать в закрытой машине, а перед въездом в Кремль пересесть в открытый кабриолет. В кортеже их автомобиль следовал первым, за ним следовал ЗИЛ с родственниками космонавтов, далее ЗИЛ с встречавшими космонавтами: Береговым, Леоновым, Николаевым и Терешковой, в четвёртом ЗИЛе ехал Брежнев, все автомобили были марки ЗИЛ-111Г чёрного цвета. Перед въездом в Кремль напротив "Ударника" прилетевшие космонавты пересели в открытый кабриолет ЗИЛ-111В серо-голубого цвета, он первым и въехал в Боровицкие ворота, за ним ехал автомобиль с встречающими космонавтами, далее - машина с родственниками. Машина Брежнева шла по-прежнему четвёртой. Большинство пуль попало во второй закрытый автомобиль ЗИЛ-111Г, в котором находились космонавты Береговой, Леонов, Николаев и Терешкова. В результате этого покушения был смертельно ранен водитель ГОНа И.Е.Жарков, ранен водитель мотоциклетного эскорта В.А.Зацепилов и слегка задет один из космонавтов. Но охрана успела в последний момент поменять маршрут следования, по которому Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев должен был прибыть в Кремль, и он не пострадав въехал через другие ворота.

                                 

                                                                         ЗИЛ-111Г И.Е.Жаркова со следами от пуль

   Уже к концу 70-х годов бронирование автомобилей первых лиц становится нормой в мировой практике. В Советском Союзе в начале 80-х годов начинались работы по созданию бронированных версий автомобилей, выпускавшихся тогда на ЗИЛе - это ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117. В качестве автомобиля, на котором проводились испытания был выбран ЗИЛ-117, как более дешёвый вариант. На него устанавливались различные элементы броневой защиты вплоть до бронирования бензобака при проведении огневых тестов. Автомобиль успешно прошёл все испытания. Выпуск первых бронированных автомобилей было приурочено к очередному дню рождения Л.И.Брежнева - 1982 году, но немного не успели...

                                                           

                                                               Автомобиль ЗИЛ-117 с взрывозащищённым бензобаком

  В 1985 году испытаниям на активную безопасность подвергли бронированный автомобиль ЗИС-115 выпуска 1953 года, массой 4200 кг с пробегом 4500 км. Испытания проводились в соответствии с самыми современными требованиями по безопасности. В машине были размещены манекены на водительском, переднем пассажирском сидении и, конечно же, на заднем за перегородкой. Оба передних сиденья были оснащены ремнями безопасности. Автомобиль, спроектированный в 1944 и выпущенный в 1953 году успешно выдержал жёсткое испытание. Наружные повреждения вписывались в современные требования, о легко деформируемых наружных зонах, обеспечивающих поглощение энергии при ударах и о жёсткой структуре внутреннего объёма для пассажиров. Вот данные: при скорости движение до удара о бетонный куб в 48,9 км/час деформация от переднего бампера до передней стойки кузова составила 770 мм, а от бампера до задней стойки кузова - 775 мм деформация составила 5 мм! От руля до внутренней перегородки - 50 мм, правда, передний "пассажир" был "смертельно ранен" отлетевшей ручкой перчаточного ящика, сделанной из качественного металла. Полученные в результате испытаний данные были использованы при создании бронированных автомобилей.

   В результате выполненных работ на ЗИЛе был создан бронированный автомобиль очень высокого уровня защиты на тот момент, с уверенностью можно сказать, самый лучший в мире. У "законодателей автомобильной моды" - американцев, такой автомобиль появился лишь в начале этого века! От чего же способна защитить такая броня сегодня? По евростандарту CEN  1063 - это уровень В6 и В7, а по российскому стандарту ГОСТ Р50963-96 - это класс 5. Если говорить ещё проще, то это патрон 57-Н-323С с пулей ЛПС для винтовки Драгунова и патрон 57-Н-321 с пулей ТУС с термоупрочняемым сердечником для автомата АКМ. Боковые стёкла автомобиля кроме пули ЛПС выдерживали одиночный выстрел бронибойнозажигательной пулей Б-32! А это уже соответствует классу 6А, который выше существующих требований по ГОСТу. Это свидетельствует о том, что даже указанные в техзадании требования были превышены с запасом. В основу такого автомобиля была положена бронекапсула, созданная на Курганском заводе. Всего было сделано 22 бронекапсулы, две из которых были подвергнуты огневым испытаниям и тестам, а другие 20 были использованы при производстве бронированных автомобилей. Автомобиль получился почти на 100% похожим на обычную модификацию - ЗИЛ-41047. Толщина бронелиста в разных местах была 4-8,6 мм, максимальная достигала 10 мм. Лобовое стекло имело толщину 43 мм, а боковые стёкла дверей и заднее стекло - 47 мм. Снаряженный вес автомобиля ЗИЛ-4105, в зависимости от назначения автомобиля, составлял 5160-5225 кг.

   В период с 1983 по 1985 годы машины прошли целый ряд успешных испытаний, как то обстрел из снайперской винтовки Драгунова (СВД), подрыв гранаты под бензобаком и на крыше автомобиля. Для получения более ясной картины о результатах испытаний, можно сравнить характеристики бронестойкости автомобилей ЗИЛ-4105 и Кадиллака Флиитвуд, бронированного фирмой О Хара Хесс и Эйсенхардт, который являлся прямым конкурентом по размеру, интерьеру и предназначению. Например, подрыв гранаты на крыше Кадиллака не только пробил наружную сталь автомобиля, но и броневую защиту под ней, но и обстрел аналогичными боеприпасами также был не в пользу Кадиллака - светлые точки на схеме - места попадания пуль, не пробившие броню, тёмные - места сквозного поражения. На момент создания автомобиля ЗИЛ-4105 в его конструкции были использованы самые современные и первоклассные материалы. Броневая защита автомобиля ЗИЛ-4105 была аналогична защите боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ-2).

        

                                Схема бронекорпуса                                                Сравнительный баллистический тест, ноябрь 1985 г.

   Во времена Ельцина три базовых автомобиля ЗИЛ-41047 были отправлены в Германию для последующего послезаводского бронирования двух из них фирмой "ТРАСКО Бремен" под руководством основателя и владельца господина Йохана Аккермана по самой простой технологии - с установкой защитных бронелистов в готовый автомобиль. Подготовленные таким образом автомобили тест не прошли. В результате бронирования выявились дефекты в работе подвески и тормозной системы. После этого автомобили были отправлены на ЗИЛ для устранения имевшихся дефектов; им было присвоено новое обозначение ЗИЛ-41053. В их дверях были установлены опускные пулестойкие стёкла фирмы ИСОКУМА толщиной 55,5 мм и некоторый ряд дополнительных аксессуаров. Но Ельцин никогда не пользовался этими машинами - они находились в резерве, а всегда ездил на Мерседесе. Впоследствии эти ЗИЛы были проданы. Видимо, немецкие автомобили понравились руководству России больше! Ну, что ж, главное, очень патриотично, особенно принимая во внимание поиск национальной идеи!..

         

                                             Тяжёлая версия автомобиля ЗИЛ-41047 - ЗИЛ-41052 скрытого бронирования

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва