ПОСЛЕДНЯЯ МОДИФИКАЦИЯ ЗИЛ ЭПОХИ БРЕЖНЕВА

 

   Многие поколения наших соотечественников, живших в Советском Союзе восхищались и восторгались строгостью и элегантностью этих автомобилей. Проезжавший мимо ЗИЛ-115 заставлял прохожих обернуться и проводить взглядом величественно удаляющуюся машину, а прокатиться на таком автомобиле было просто несбыточной мечтой для обыкновенного человека. Что касается людей, которые ездили на этих машинах, то всем остальным они казались богами, даже водитель за рулём такой машины выглядел как сверхчеловек. Но эти автомобили, которые представляли собой вершину не только советской инженерной мысли, но и мировых достижений и были гордостью нашей страны, выпускались лишь для избранных и весьма в ограниченных количествах. Автомобиль был создан для обслуживания лиц высшего руководящего состава страны, предназначен для эксплуатации только в специализированных автопредприятиях подчинённых 9-му Управлению КГБ СССР. Решения о производстве новых моделей, типе кузова, цвете и объёмах производства принимались на самом верху: в Политбюро ЦК КПСС, Совете Министров СССР, Министерстве обороны СССР, Министерстве иностранных дел СССР и Министерстве здравоохранения СССР. Автомобиль создавался почти вручную. Выпускалось от нескольких штук до пары десятков автомобилей в год. Никто и никогда не планировал продавать эти автомобили в частные руки, они и конструкторская документация на них имели гриф секретности. Конструкция автомобиля создавалась пятьюдесятью первоклассными инженерами ЗИЛа, а инструкция по эксплуатации составляла два тома. Но и после того, как автомобиль покидал завод, он продолжал, так сказать, "наблюдаться" специалистами завода. Автомобили, прошедшие 100 000 км, подлежали списанию и уничтожению, несмотря на то, что они были ещё вполне работоспособны. Но Советского Союза больше нет, у новой власти новые предпочтения и теперь мы можем подробнее ознакомиться с таким достойным экспонатом советской эпохи как автомобиль ЗИЛ-115, который стал последней моделью завода, которой пользовался Л.И.Брежнев, так как следующая модификация появилась лишь в 1983 году.

   Разработка автомобиля ЗИЛ-115 начиналась в октябре 1974 года и продолжала историю достойных предшественников, начиная с ЗИС-101 и, кончая ЗИЛ-114. К этому времени был готов его пластилиновый макет. Уже в начале 1975 года в цехи завода начали поступать первые чертежи, а к концу года, к началу открытия XXV съезда КПСС, были собраны первые пять образцов. В течение последующих двух лет они проходили всесторонние испытания и необходимую доводку. Приёмочные испытания проводились в январе 1978 года, одновременно с этим готовилось производство ЗИЛ-115. Первая серийная партия машин была выпущена к ноябрю того же года, к 61-ой годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.

     

   По своей конструкции ЗИЛ-115 (позднее обозначение было изменено на ЗИЛ-4104) являлся дальнейшим развитием предшествующей модели -- ЗИЛ-114.

   Основу автомобиля составляла оригинальная массивная сварная пространственная рама замкнутого коробчатого сечения, обеспечивавшая автомобилю очень низкий центр тяжести и, соответственно, очень большую устойчивость к переворачиванию.

   Двигатель V-образный 8-ми цилиндровый, объёмом 7,69 л, диаметр цилиндров 108 мм, мощность 315 л.с. (4400 об/мин), максимальный крутящий момент 608 Нм (2500 об/мин). Блок цилиндров и головки выполнены из алюминиевого сплава. В блок запрессованы так называемые "мокрые" гильзы из чугуна, имеющие нижний упорный буртик. Камеры сгорания - полуклиновидные, днища поршней имеют два выступа (вытеснители). Такая конструкция обеспечивает высокие антидетонационные характеристики работы двигателя. В головках поршней установлены три компрессионных кольца и одно маслосъёмное. По сравнению с автомобилем ЗИЛ-114, у которого двигатель имел объём 6,96 л и мощность 300 л.с., двигатель автомобиля ЗИЛ-115 имел уже объём 7,68 л и мощность 313 л.с. Увеличение объёма двигателя было достигнуто за счёт увеличения хода поршня с 95 до 105 мм. Привод клапанов осуществлялся от двух распределительных валов, установленных в головках блока, что позволило усовершенствовать работу клапанного механизма. Кулачки распределительных валов воздействовали на клапаны через одноплечие рычаги. Один конец рычага опирался на клапан, второй - на гидравлический упор, служащий для автоматической компенсации тепловых зазоров. Принцип действия аналогичен работе  гидравлического толкателя. Распределительные валы в свою очередь приводились во вращение с помощью двухрядной втулочно-роликовой цепью. Конструкция привода компактна и менее шумна, чем предыдущая.  Установлен двигатель в передней части автомобиля, как и на всех предыдущих моделях. Впечатляют заправочные объёмы рабочих жидкостей: моторного масла - 13 литров, охлаждающей жидкости - 23 литра, ёмкость бензобака - 120 литров!

   Для интенсивного охлаждения моторного масла предназначены два радиатора. Один масляножидкостной встроен в блок цилиндров и включён в систему смазки последовательно с полнопоточным фильтром и служит нетолько для охлаждения, но и для прогрева масла при пуске холодного двигателя, второй, охлаждаемый воздухом, включён параллельно.

   Система зажигания автомобиля контактно-транзисторная, имеет две цепи - основную и аварийную.

   По сравнению с автомобилем ЗИЛ-114, ЗИЛ-115 был переработан. Изменения коснулись передней и задней частей автомобиля. Решётка радиатора стала более массивной и стала выступать за габариты кузова. Появились хромированные молдинги вокруг колёсных арок. Изменились передние и задние габаритные фонари и указатели поворотов. Была изменена конструкция ручек дверей и форма бамперов.

 

                                                

   Автомобиль поражает размером капота, но, открыв его, ещё больше поражает размер двигателя! Первое, что бросается в глаза -- это огромный воздушный фильтр, под ним -- большой четырёхкамерный карбюратор с электромагнитной регулировкой подачи топлива. Но несмотря на свои размеры, двигатель работает ровно и тихо. Двигатель оснащён основной и аварийной системами зажигания, обе системы полностью экранированы. Система электрооборудования оснащена двумя аккумуляторами, подключёнными параллельно, генератором мощностью 1,15 кВт.

  Трансмиссия автомобиля, конечно же, автоматическая, конечно же, с приводом на задние колёса. Коробка передач автоматическая трёхступенчатая, объём масла 13 л. Коэффициент трансформации 2,00. На задний мост крутящий момент передаётся с помощью двойного карданного вала, оснащённого промежуточной опорой, редуктор заднего моста имеет огромный запас прочности, полуоси -- полностью разгруженного типа. Шины "Гранит", некоторые модели такой резины обеспечивающие движение автомобиля даже в полностью спущенном состоянии.

   Тормоза -- дисковые всех колёс, с автоматической регулировкой зазора и вентилируемыми тормозными дисками, имеющие два независимых контура, гидравлические. В системе имеется центральный вакуумный усилитель, а в каждом контуре -- по одному гидровакуумному усилителю. Стояночный тормоз барабанного типа, блокирует задние колёса, привод механический от небольшой педали, растормаживание автоматическое при работающем двигателе и включении первой передачи или заднего хода, имеется также рукоятка ручного растормаживания.

   Рулевое управление имеет гидравлический усилитель поршневого типа, расположенный в общем картере с рулевым механизмом, рабочая пара -- винт с гайкой на циркулирующих шариках и зубчатый сектор. Насос гидроусилителя лопастной, двойного действия с приводом от переднего конца коленчатого вала, рулевой привод имеет гидравлический демпфер двухстороннего действия.

   Особенностью передней подвески являются упругие элементы в виде торсионов, расположенные вдоль машины. Оси верхнего и нижнего рычагов подвески не параллельны. Эта особенность подвески исключает "клевки" автомобиля при торможении. Задний мост установлен на полуэллиптических рессорах, толкающие и тормозные усилия воспринимаются двумя реактивными штангами. Передняя и задняя подвески оснащены стабилизаторами поперечной устойчивости.

   Дальнейшее знакомство с автомобилем состоялось с его дверью. Она не просто тяжёлая, она -- тяжеленная, но открывается и закрывается очень легко. Особое внимание надо уделять своим пальцам -- остановить такую дверь будет нелегко. А дверь бронированного автомобиля весит не менее 300 кг. Но вот мы в салоне автомобиля, дверь глухо захлопывается, отгораживая пассажиров от суеты, оставшейся снаружи. Салон автомобиля -- музей мебельного искусства, качество изготовления деталей самого высокого уровня, безукоризненная подгонка панелей, кнопок и ручек. Царский диван обтянут плюшем, на нём не просто сидят, на нём можно развалиться в любой удобной позе, полностью вытянув ноги. Даже имеются такие мелочи, как мягкие упоры для плеч в правой и левой частях сиденья. Если нужно, можно нажатием кнопки переместить подушку сиденья вперёд, причём правая и левая части сиденья регулируются отдельно, спинка при этом отклоняется назад и можно принять полулежачее положение, этом в правом подлокотнике имеется телефон закрытой правительственной связи, в левом -- радиоприёмник, оснащённый шестью динамиками, стёкла дверей и перегородка салона, а также система отопления и кондиционирования управляются с помощью ручек и кнопок. Рамки дверей, перегородки и приборной панели отделаны шпоном ценных пород дерева; в перегородке установлены часы. Имеются ещё два складных сиденья весьма удобных, ставятся и складываются очень просто и убираются в нишу перегородки.

   Автомобиль оснащён тремя отопителями и двумя установками кондиционирования воздуха, работающими на основной салон и отделение водителя.

 

                                              

   Передние сиденья обтянуты весьма качественной кожей чёрного цвета. Сиденья имеют продольную регулировку и угла наклона спинки. Между передними сиденьями установлен ещё один телефон. Рулевое колесо удобное в работе, регулируемое по углу наклона, но приборов не перекрывает. На передней панели установлены ручки управления отопителями и передним кондиционером. Имеется радиоприёмник высшего класса рижского завода "Радиотехника" с автопоиском и магнитофонная приставка "Вильма" с автореверсом.

   Водитель заводит двигатель. Мотор работает глухо и солидно, вибраций никаких не ощущается, а на заднем диване и подавно. При разгоне пассажиров приятно вдавливает в сиденья, двигатель способен разогнать автомобиль массой свыше 3,5 тонн с места до 100 км/час за 13 секунд. Очень впечатляет! Ход у автомобиля поразительно плавный! Именно от слова "плыть". Автомобиль не неровностях не трясёт, он будто просто проглатывает их, а при торможениях нет характерного "клевка" вперёд. Хотя из-за мягкой подвески автомобиль возможно и валкий, но при движении в правительственном кортеже не приходилось ни резко поворачивать, ни резко тормозить, идет положенные 140 км/час и плавно притормаживает при въезде в Кремль. Заслуживает внимание манёвренность автомобиля и его "вёрткость" -- радиус поворота по оси внешнего переднего колеса  7,6 м причём разворот можно выполнять на довольно высокой скорости. Ощущение после поездки просто замечательное!

       

  На крышке капота блестит хромированная эмблема с надписью "ЗИЛ" в квадратном обрамлении, вселяя гордость за создателей такой уникальной машины, ничем не уступавшему британскому "Роллс-Ройсу"!.. Если у вас будет возможность, обязательно прокатитесь на этом уникальном автомобиле -- мечте многих советских людей. 

 

Техническая характеристика

Число мест:                                                                                                                                                7;                                       

Число дверей:                                                                                                                                            4;

Скорость с водителем и пассажиром, км/час:                                                                              190;

Время разгона с места до 100 км/час (с водителем и пассажиром), с:                                     13;

Контрольный расход топлива при скорости 80 км/час, л                                                             22;

Запас топлива, л:                                                                                                                                  120;

Габаритные размеры:

       - длина, мм:                                                                                                                                  6339;

       - ширина, мм:                                                                                                                              2086;

       - высота, мм:                                                                                                                                1500;

       - колёсная база, мм:                                                                                                                    3880;

       - колея передних колёс, мм:                                                                                                      1643;

       - колея задних колёс, мм:                                                                                                          1663;

       - дорожный просвет, мм:                                                                                                           154;

Двигатель:

        - тип:                                                                                                                                   V-образный;

        - число цилиндров:                                                                                                                        8;

        - диаметр цилиндров, мм:                                                                                                         108;

        - ход поршня, мм:                                                                                                                       105;

        - рабочий объём, см3:                                                                                                             7680;

        - степень сжатия:                                                                                                                          9,3;

        - максимальная мощность, л.с./кВт:                                                     315/232 при 4600 об/мин;

        - максимальный крутящий момент, кгс.м/Н.м:                          62/608 при 4000-4600 об/мин;

        - карбюратор:                                                                                              четырёхкамерный К-259;

        - топливо:                                                                                                                         бензин АИ-95;

Трансмиссия:                      гидротрансформатор и трёхступенчатая автоматическая планетарная

                                                  коробка передач; главная передача - коническая гипоидная;

Размер шин:                                                                                                                           9,35-15 (235-380).                                  

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва