А ВОТ И НЕ УГАДАЛИ, ЭТО НЕ ЧАЙКА

    К началу 1950-х годов в автомобилестроении США сложилась тенденция к быстрой смене модельного ряда автомобилей.  Это ежегодное обновление в своей основе, как правило, не затрагивало конструкции самого шасси, изменения касались, в основном, кузова и салона. За таким стремительным обновлением моделей не могла угнаться даже Европа, не говоря уж о Советском Союзе. В самом деле, очередная модель лишь спроектирована, поставлена на конвейер, начато её освоение и производство, а в следующем году надо уже менять все штампы, технологическую оснастку, вкладывать огромные средства на подготовку к производству новой модели. В условиях плановой советской экономики на это пойти не могли и единственным выходом из этой ситуации явилось проектирование такого перспективного автомобиля, который мог бы гарантированно неустаревать в течение, например, 10 лет.

      Понимая, что сам завод ЗИЛ не в состоянии самостоячтельно решить этот вопрос, министерство организовало конкурс на проектирование нового перспективного автомобиля, тогда ещё ЗИС-111. Среди большого количества предложенных проектов наибольший интерес представляло два: уже собранный экземпляр ЗИС-111 "Москва" Валентина Росткова, который уже экспонировался на ВДНХ СССР в Москве и опытный автомобиль, напоминавший силуэтом Паккард 1955-ого модельного года начинающего дизайнера Льва Еремеева, работавшего в то время на заводе ГАЗ. Предложенные варианты представляли собой различные конструкторские школы, различные подходы: своего "зиловского" и "чужого", в котором были пересмотрены устоявшиеся взгляды, характерные для завода. Во время обсуждений велись жаркие дискуссии, так как ЗИС Росткова был практически полностью спроектирован и готов к производству, но зато вариант Еремеева вышел намного более "свежим" и соответствовал всем современным требованиям. После этого конкурса, когда был выбран вариант Еремеева, Ростков покинул завод.

                           

             Опытный образец автомобиля ЗИС-111 "Москва"                                                                Опытный образец Льва Еремеева  (1957)              

             Валентина Росткова (1956)

    Автомобиль ЗИЛ-111 начинает свою историю с 1956 года, когда дизайнерский проект Еремеева был воплощён в натуральную величину из пластилина, позднее в этом же году были собраны несколько образцов автомобиля в металле. А уже в 1958 году новый советский представительский автомобиль был принят к производству под обозначением ЗИЛ-111 ( в 1956 году умер директор завода ЗИС И.А.Лихачёв и завод был переименован в его честь). Выполненная в металле машина получилась красивой и вместе с тем строгой. Передняя часть автомобиля напоминала Паккард и Меркурий 1955-1956 годов, но в то же время выгодно отличалась от них по внешнему виду. Внешне машина вышла более элегантной, чем Паккард и более солидной и представительной, чем Меркурий, она стала олицетворением Советского Союза периода "оттепели". Панорамное лобовое стекло и большая площадь остекления обеспечивали поступление большого количества света внутрь салона. По борту автомобиля шёл стреловидный молдинг и далее "жаберные щели" как на Империале 1956 года, задняя часть была выполнена в стиле Паккарда. Большие вертикальные задние фонари, как бы накрытые крыльями, готические арки средневековых соборов. В 1958 году на Международной выставке в Брюсселе ЗИЛ-111 был награждён Почётным дипломом.

 

     

    В 1958 году с некоторыми изменениями ЗИЛ-111 пошёл в производство. В сравнении с ЗИС-110, ЗИЛ-111 представлял настоящий прорыв в автомобилестроении. По своей сути автомобиль ЗИС-110 представлял собой конструкцию 1941 года, в то время как ЗИЛ-111 являлся современным автомобилем, отвечавшим требованиям 1955 года. Но пока велось проектирование и подготовка к производству ЗИЛ-111, в Америке трижды сменились базовые модели и к 1955 году в технологическом смысле от машин периода 1940-х годов не осталось и следа. Единственно, что объединяло эти конструкции был кузов, установленный на раме, на этом их сходство и заканчивалось.

      Автомобиль ЗИЛ-111 как и ЗИС-110 имел рамную конструкцию, был оснащён новым V-образным бензиновым 8-ми цилиндровым двигателем с чугунным блоком и алюминиевыми головками блока. Масса двигателя составляла 350 кг, он обеспечивал мощность 200 л.с. (у ЗИС-110 -- 140 л.с.).

 

                                                                             

     Впервые в отечественном автомобилестроении на автомобиле была установлена двухступенчатая автоматическая коробка передач с управлением с помощью кнопок. Автомобиль получился значительно ниже, за счёт увеличившейся ширины кузова и перепланировки салона, места в машине стало больше, соответственно, это позволило пассажирам разместиться более комфортно, чем в предшествующей моделе. В 1959 году в производство была принята модификация ЗИЛ-111А, оснащённая первой отечественной установкой кондицианирования воздуха. Кондиционер обеспечивал охлаждение и осушение воздуха в салоне автомобиля, если температура наружного воздуха превышала 18 градусов. Двигатель, устанавливавшийся на эту модификацию также имел обозначение ЗИЛ-111А, это было связано с отличиями, обеспечивавшими установку компрессора и его привода. Внешне модификация ЗИЛ-111А и ЗИЛ-111 отличались по заднему непанорамному стеклу, что было сделано для установки воздуховодов кондиционера в боковых частях заднего окна.

     В 1960 году начинается производство кабриолета ЗИЛ-111В. Это был большой семиместный автомобиль с брезентовым тентом и 4-мя подъёмными окнами дверей в хромированных рамках. Подъём и опкускание стёкол, как и мягкого верха осуществлялся с помощью гидравлического привода. Тент в сложенном положении как и у кабриолета ЗИС-110В, накрывался декоративным кожаным чехлом. Складные сиденья -- страпонтены имели двойные складывающиеся спинки с равными по разрерам половинами.

 

                                                          

     Для военных парадов выпускались специальные кабриолеты ЗИЛ-111В, окрашенные в серый цвет, которые сменили фаэтоны ЗИС-110Б. Производство кабриолетов модели "111В" продолжалось в течение трёх лет и было остановлено после постановки на производство автомобиля ЗИЛ-111Д.

                                                                      

 

     На автомобиле ЗИЛ-111В Москва встречала первого в мире человека, побывавшего в космосе - Юрия Алексеевича Гагарина в апреле 1961 года!

      

 

     В те времена бытовало мнение, что изменение внешнего вида автомобиля для высшего руковордящего состава страны было сделано по желанию Н.С.Хрущёва, который, несмотря на своё желание казаться очень демократичным, тем не менее заметил, что нехорошо, когда автомобиль главы государства, например ЗИЛ-111, не отличается от машины председателя горисполкома, например ГАЗ-13 "Чайки". Возможно, поэтому в 1961 году был создан опытный образец автомобиля, где-то сходный с по внешнему виду с Кадиллаком, но по неизвестным причинам в серию непошедший. Примерно в том же году были проведены работы по обновлению внешнего вида автомобиля. После модернизации автомобиль получил новое обозначение -- ЗИЛ-111Г, в просторечии "Григорий". По сути, он был тем же ЗИЛ-111А, оснащённый кондиционером, но имевший совершенно другой внешний вид. Начиная именно с ЗИЛ-111Г автомобили получали кондиционер как штатное оборудование и такая комплектация в дальнейшем не имела специального обозначения.    

                   

                                                         ЗИЛ-111А                                                                                                                                  ЗИЛ-111Г

                                                                                                                                                              

     Что касается внешнего вида автомобиля, то он не копировал никакой конкретный автомобиль, а был полностью оригинальной разработкой заводских дизайнеров, хотя при его проектировании были учтены тенденции развития дизайнерских разработок американских автомобилей того периода. При более детальном подходе к очередной моделе завода, можно отметить, что передняя и задняя части автомобиля были полностью изменены, была применена четырёхфарная система освещения спереди и сзади, причём необходимо отметить, что круглые задние фонари были позаимствованы от микроавтобуса ЗИЛ-118 "Юность". Центральная же часть автомобиля осталась без изменения, за исключением наружных панелей дверей, которые были изменены в соответствии с новым оформлением кузова. Сами же габаритные размеры проёмов и двери остались без изменений. На боковой поверхности кузова опять появляется стреловидный молдинг, берущий начало от большой гофрированной накладки за задней колёсной аркой. Шильдик с прописной надписью "Зил сто одиннадцать" на заднем крыле был заменён на более лаконичный -- "ЗиЛ-111".

       

     Чайка с изображением Юрия Долгорукого была снята с решётки радиатора, а вместо щита, стилизованного под средневековую башню и надписью в верхней части "ЗиЛ", в нижней -- "111", -- появилась просто надпись "111" с расходящимися лучами. В задней части автомобиля такая же эмблема с расходящимися лучами была заменена орнаментом из отдельных букв "З", "И", "Л". Машина получила новые передний и задний бамперы, что потребовало проектирования и изготовления нового домкрата, так как старая конструкция домкрата была предназначена для установки под специальные проушины в бамперах, новый же был предназначен для установки под раму. Таким образом, вместо ручного винтового домкрата для ЗИЛ-111Г был оснащён ножным механическим складывающимся домкратом 2Э111Г по типу домкрата для автомобиля Кадиллак 1961 модельного года. Этой же моделью домкрата с небольшими отличиями комплектовались и все последующие модели легковых автомобилей ЗИЛ.

         

                                 Это не ГАЗ-13Б "Чайка", это ЗИЛ-111В                                                                                            А это ЗИЛ-111Д

     В 1964 году завод ЗИЛ начинает производство кабриолета ЗИЛ-111Д, которую можно считать вариацией на тему ЗИЛ-111В, но с кузовом, аналогичным ЗИЛ-111Г. Первый выпущенный автомобиль ЗИЛ-111Д имел шасси №82 и был выпущен в июле 1964 года. Он был оснащён усиленными тормозами. Тент автомобиля был выполнен из дублированной ткани, натянутой на дугах и боковых звеньях каркаса. При изготовлении каждый тент проходил индивидуальную подгонку и регулировку для обеспечения их безотказной работы. Сама ткань крепилась гвоздями к картонным вкладышам переднего бруса, задней дуги и пояса заднего борта кузова. Для придания формы и дополнительной натяжки тент имел боковые валики. Со стороны внутренней части тента поперечные дуги закрывались подвешенной к ним обивкой, имевшей продольные резиновые ленты, которые предохраняли ткань от провисания во время подъёма и опускания тента. В задней части тента было сделано окно из эластичной пластмассовой плёнки, которое крепилось к тенту с трёх сторон замками-молниями. Заднее окно могло быть отстёгнуто и опущено вниз. Подъём и опускание тента осуществлялся с помощью электрогидравлического привода. Процесс подъёма и опускания тента занимал всего 7-7,5 секунд. Единственно, что приходилось делать вручную -- зафиксировать тент в поднятом положении с помощью рычажных запоров и фиксаторов. Рычажные запоры своими кронштейнами крепились к переднему брусу тента и зацеплялись соответствующими углублениями в кронштейнах, укреплённых в верхней части ветровой рамы. На кронштейнах запоров имелись фиксирующие штыри, которые при подъёме тента входили в специальные гнёзда на кронштейнах, укреплённых на ветровой раме. Эти штыри-фиксаторы предотвращали смещение тента в боковом направлении. В сложенном положениии тент укладывался в специальное гнездо и закрывался чехлом, который пристёгивался к наружной стороне кузова с помощью кнопок, а с внутренней стороны закладывался между тентом и спинкой заднего сиденья и пристёгивался к внутренним боковинам кнопками. Для придания формы чехлу под него на сложенный тент укладывалась легкая подушка из пористой пластмассы. При поднятом положении тента чехол снимали и укладывали в специальный конверт, а подушку складывали с стягивали специальным ремнём. Подушка и конверт хранились в багажнике.

     По электрооборудованию ЗИЛ-111Д был аналогичен предшествующей моделе ЗИЛ-111В. Отличия были лишь в разных моделях радиоприёмников. На автомобилях ЗИЛ-111, 111Г и 111В был установлен радиоприёмник А-13М, кабриолетный вариант отличался от базового отсутствием пульта дисканционного управления, вместо него был установлен лишь регулятор громкости задних динамиков. Разной была и конструкция антенн. На ЗИЛ-111В на задних крыльях устанавливались две антенны телескопического типа. Выдвигались антенны вручную, причём приём был возможен лишь при выдвинутых антеннах, что создавало некоторые неудобства. На автомобиле ЗИЛ-111Д был установлен приёмник новой конструкции -- АПВ-61-2-Т и антенна усовершенствованной конструкции также телескопическая, но с электроприводом и лишь одна. Располагалась она внутри заднего левого крыла и обеспечивала приём как в поднятом, так и в сложенном положении, но при этом она обеспечивала приём меньшего числа программ и с меньшим уровнем звука. Автомобиль ЗИЛ-111Д выпускался с 1964 по 1967 годы и за это время было собрано от восьми до двенадцати машин (данные различных источников рознятся). Три из них были созданы по заказу Министерства обороны СССР и использовались для проведения военных парадов в Москве. На них был смонтирован полный комплект дополнительного радиотехнического оборудования, специальные поручни и комплект флагштоков. Остальные машины использовались в качестве правительственных кабриолетов при торжественных выездах, встречах и проводах глав иностранных государств во время проведения официальных визитов.

     Сравнивать ЗИЛ-111Д с каким -либо иностранным аналогом довольно сложно, так как завод ЗИЛ был единственным, на котором выпускались в качестве базового автомобили с кузовом типа лимузин, а на их базе кабриолеты, амбулансы и седаны с укороченной базой. Семиместный кабриолет ЗИЛ-111Д был создан как единое целое, то есть он не был специально удлиннён как это делается со свадебными стрейчами за счёт специальной вставки, с помощью которой кузов удлиннялся на заданную длинну, модель исходнопри проектировании имела именно свою раму специальной конструкции. Похожим автомобилем с некоторой натяжкой можно считать Линкольн-Континенталь 1961 года. На базе этого автомобиля с распашными дверями кузовной фирмой был создан удлинённый кабриолет. К сожалению, после убийства президента Кеннеди в 1963 году, он приобрёл печальную славу и выпуск модели был прекращён. Однако сравнение ЗИЛ-111Д с Линкольном не совсем корректно, так как Линкольн тоже имел кузов типа стрейч и был в отличие от ЗИЛ-111Д выпущен в единичном экземпляре по особому заказу.

   ...Обычно автомобиль ЗИЛ-111Д величественно, мягко и солидно шёл в кортеже в сопровожденити мотоциклистов и "тринадцатых" Чаек...

 

      

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва