МОДИФИКАЦИИ КУЗОВОВ ЗИС-110

 

              Разбирая конструкцию кузова типа фаэтон, можно с уверенностью утверждать, что этот кузов является основоположником всех открытых кузовов, да и вообще всех кузовов. На первых  автомобилях он служил исключительно для прогулочных целей. Для производителя же выпуск фаэтона был весьма выгодным делом. От двери только половина, стеклоподъёмника нет вообще, а, следовательно, в производстве можно применить примитивную штамповку двери без специальных кронштейнов и проушин. В качестве верха простейшая конструкция из перьев и дуг, шарнирно связанных между собой и не промокающего полотнища ткани типа брезента. Для сравнения известный всем автомобиль «Форд-А» с кузовом фаэтон (аналог нашего ГАЗ-А) в 1928 году стоил 460 долларов, а тот же автомобиль, но с кузовом седан с четырьмя дверями обходился покупателю уже 585 долларов.

              К сожалению, именно экономический эффект фаэтона повлиял на принятие  решения при выборе кузова для первого автомобиля Горьковского автозавода. Самый дешёвый тип кузова, выбранный нашим руководством, преследовавший цель сэкономить народные средства, холодно отзывался в душах наших сограждан, особенно в осенне-зимний сезон. Печек тогда не было, и некоторые водители, чтобы хоть как-то согреться, вырезали отверстия в моторном щите, для поступления тёплого воздуха прямо в салон. Единственной защитой от непогоды помимо тента служили мягкие съёмные боковины с целлулоидными окнами. Зимой в машине без отопителя было очень холодно, но всё же какая-то защита от ветра была.

              Такой же тип кузова был и на большом советском фаэтоне ЗИС-102, появившимся в 1938 году. На первых прах были сделаны два автомобиля с открытым кузовом фаэтон и кабриолет с убирающимися в двери стёклами и глухой задней частью тента (без третьего окна). В итоге испытаний в условиях нашего бездорожья именно фаэтон показал себя с лучшей стороны и его приняли в производство. С 1939 года на заводе ЗИС был запущен новый модернизированный лимузин ЗИС-101А, вместе с ним поменял индекс и открытый вариант, который стал называться по аналогии ЗИС-102А. Эти автомобили выпускались до 1941 года и неоднократно участвовали в торжественных проездах на Красной площади и других торжественных мероприятиях.

              К 1938 году на заводе ЗИС сложился коллектив образованных конструкторов-кузовщиков, многие из которых имели опыт успешных зарубежных стажировок. Поэтому, когда возникла необходимость создать новый кузов для ЗИС-102А, заказывать его за рубежом, как для ЗИС-101, не стали, а решили создать своими силами. При его создании были использованы методы сюрфосографии (методики построения криволинейных поверхностей) и изучены характеристики имевшихся на тот момент подобных автомобилей в Москве. На основе полученных данных был создан уникальный открытый кузов, который на момент начала работ по созданию подобного кузова для ЗИС-110Б уже имел шестилетний опыт успешной эксплуатации. Совершенно очевидно, что когда появилось задание на проектирование открытого кузова для автомобиля ЗИС-110, коллектив конструкторов завода единодушно решил пойти по наиболее простому пути, а именно создать не новомодный кабриолет со сложной кинематической схемой складывания мягкого верха, изменёнными гидроподъёмниками стёкол и новыми более сложными дверными механизмами, а пойти по пути более простого, понятного и отработанного по конструкции кузова фаэтон с целлулоидными окнами и устанавливаемым вручную простым по конструкции тентом.

 

                                         

              Открытый вариант автомобиля, получившего впоследствии обозначение ЗИС-110Б, был выпущен в 1949 году. Первый образец с шасси, имевшим №750, кузовом №715Ф45 и гаражным №77 был передан из сборочного цеха в лабораторию опытной эксплуатации для пробеговых испытаний. В основном по конструкции автомобиль ЗИС-110Б был аналогичен автомобилю ЗИС-110. Что касается конструкции кузова до передней стойки, то их кузова были совершенно одинаковы. Однако фаэтон был оснащён совершенно другими по конструкции дверями, другими стёклами, передней рамкой ветрового стекла с отверстиями под крепление переднего бруса тента и отверстиями для крепления антенны и прожектора (по заказу). В задней части кузова были также сделаны изменения: там перед передней частью крышки багажника был сделан  ящик для размещения сложенного тента, который в сложенном состоянии, кроме того, накрывался кожаным чехлом. Салон машины также имел некоторые отличия. Например, в зависимости от конструкции окон, у водительской и пассажирской дверей либо вообще не было стеклоподъёмников (использовались пристяжные целлулоидные окна), либо они были механического типа с отдельной ручкой в двери (опускные стёкла были установлены в хромированные рамки). Что касается заднего окна, то оно устанавливалось не на всех машинах. Вообще, целесообразность его установки можно поставить под сомнение, так как при его небольших размерах и перекрытии массивной средней дугой тента через него невозможно было чего-либо видеть. Фаэтон также имел несколько изменённую поперечную перегородку кузова с различными вариантами поручней и изменённой нишей под страпонтены. Конструкция страпонтенов фаэтона отличалась от страпонтенов лимузина как ЗИС-110, так и ЗИС-115. Подушка переднего сиденья была такая же как у прочих, а вот спинка сиденья была другая, состоявшая из двух равных половинок (на ЗИС-115 – из неравных половинок). Основные сиденья также имели отличающиеся от «110-ого» спинки. В случае с водительским сиденьем это было связано с наличием съёмных средних стоек, крепившихся к центральной стойке кузова между двух дверей. Эти стойки являются одновременно элементом жёсткости кузова, направляющими для стёкол, если они были, и опорной частью для переднего пера тента. Установка и снятие стоек производилась с помощью специального барашка. Спинка заднего сиденья была сделана с некоторыми изменениями, позволявшими наиболее компактно, не затрагивая багажного отделения, разместить ящик под тент, а также обеспечить нормальное крепление задней съёмной стойки кузова. Эта стойка выполняла те же функции, что и передняя стойка и имела то же крепление. Задняя съёмная стойка крепилась к задней же основной стойке кузова и являлась опорой для средней дуги. Наружные части обеих стоек имели декоративное хромированное покрытие. При сложенном тенте съёмные стойки укладывались в специальный дерматиновый чехол и убирались в багажник. Конструкция тента включала в себя каркас и натянутую на него водоотталкивающую материю. Каркас тента состоял из передней, средней и задней дуг тента, а также переднего бруса тента, стыковавшегося с лобовой рамкой посредством трёх ручных запоров. Все четыре основных элемента связывали между собой  десятка перьев, обеспечивавших правильную раскладку и натяжение тента.

              Электрооборудование автомобиля ЗИС-110Б было максимально идентично электрооборудованию ЗИС-110. Основные отличия состояли лишь в спидометре, антенне и зарезервированной возможности установки дополнительного оборудования. Автомобиль ЗИС-110Б при открытом кузове имел иной кронштейн сбрасывателя спидометра и, в связи с изменением верхней части рамки лобового стекла, антенна радиоприёмника была вынесена на её левую часть и имела каплевидный хромированный кронштейн. По отдельному заказу на фаэтоне могла устанавливаться дополнительная фара в центральной части бампера, как на автомобиле ЗИС-115, использовавшаяся как противотуманная.

 

                                                                    

 

     Реже встречались автомобили с заказной фарой-прожекторм с правой стороны рамки лобового стекла. Кроме фары-прожектора на машинах единично устанавливались дополнительные спецсигналы С-12 и С-14, так называемые «кукушки» по обе стороны от дополнительной фары. Крепились эти хромированные сигналы к нижней и  верхней частям, устанавливаемых на фаэтон, опять же по заказу, флагштоков. Все вместе эти дополнительные элементы можно было увидеть на парадных автомобилях ЗИС-110Б. Кроме описанных выше устройств на парадных машинах на перегородку монтировали специальный поручень, для удобства стоящего в машине командира. Официально главный парад на Красной площади стали принимать на машинах только с 1955 года. Но и до этого ЗИС-110Б активно участвовал в других военных и спортивных парадах и других многочисленных праздничных мероприятиях.

 

                                        

              Но на, казалось бы, недоступном семиместном помпезном фаэтоне, на самом деле мог прокатиться любой желающий. Дело было в том, что  часть машин использовалась в качестве такси. Например, это можно видеть в фильме «Верные друзья» и других кинокартинах 50-х годов присутствуют такси ЗИС-110Б, на которых «с ветерком» разъезжают простые, счастливые советские граждане. Также автомобили ЗИС-110 использовались и в качестве маршрутных такси. В Москве можно было прокатиться от площади Революции до Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а в Ленинграде – по Невскому. Эти таксомоторы ездили не только по столице, но и совершали поездки по маршруту Москва-Харьков, Москва-Симферополь и др. Поездка на юг занимала три дня. Начиналась она возле гостиницы «Москва» и заканчивалась в Симферополе.

 

                                        

 

              Конечно же не были забыты и медицинские работники. Некоторое количество автомобилей ЗИС-110 поступали для работы в качестве "скорой помощи". Они имели изменённую конструкцию задней части салона под установку носилок и другую конструкцию багажника, позволявшую загружать носилки через заднюю часть автомобиля. Были и другие изменения под монтаж медицинского оборудования, фонарь с красным крестом на крыше, фару-искатель и сирену.

 

                                             

              Автомобилю ЗИС-110Б были присущи все внешние атрибуты советского государства: красные звёзды на колёсных колпаках и кнопке руля в сочетании с «Фигурой превосходства» на решётке радиатора, вызывали чувства уважения перед государственной машиной, сотворившей такого исполина. Главной же идеологической деталью, несомненно, был силуэт красного знамени на капоте машины, выполненный из прозрачного рубинового стекла в виде сверкающего полотнища в упорном стремительном наклоне вместе с машиной, летевшее вперёд к новым победам социализма.

 

                                                                   

              Всего за 15 лет производства автомобилей ЗИС-110 было выпущено 2 089 штук, из них несколько десятков (более 40) машин ЗИС-110Б с кузовом типа фаэтон. Несмотря на такой малый выпуск эти машины имели множество разновидностей.    

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва