ОФИЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО ГОСУДАРСТВА

                                                       

 

             После прекращения производства, последовавшей за выпуском первой партии автомобилей Л-1 («Ленинград-1») на ленинградском заводе «Красный путиловец», вся документация была  передана в Москву на Завод имени Сталина (ЗИС). Поэтому все дальнейшие работы по проектированию и созданию представительского автомобиля велись уже коллективом московского ЗИСа. Проектируемый автомобиль, как и в случае с Л-1, сохранил общую схему «Бьюика-32-90», но в результате более детальной проработки агрегатов и узлов было принято решение о внесении некоторых изменений в их конструкцию. Например, было решено отказаться от сложных в доводке узлов: дистанционного управления амортизаторами, автоматического управления сцеплением и некоторых других. Более того, конструкторы ЗИСа во главе с Е.И.Важинским творчески переосмыслили  технические решения, заложенные в прототипе. В результате выполненных работ получилась модель, уже мало похожая на «Бьюик», но имевшая с ним конструктивную преемственность.

              Однако освоить такой современный, сложный автомобиль да ещё высшего класса наше машиностроение было не в состоянии – мы не умели выпускать штампы для производства панелей кузова и лонжеронов рамы, не было сварочных кондукторов для кузовов, парка специальных станков и сложной оснастки. Всё это пришлось заказывать в США кузовной фирме «Бадд», уплатив за это почти полтора миллиона долларов (в ценах тех лет).

              Первые два образца новой модели – она получила обозначение ЗИС-101 – были готовы весной 1936 года. На шасси одного из них – без кузова, крыльев, сидений – директор завода И.А.Лихачёв, сам высококвалифицированный водитель, совершил в марте пробную поездку из Москвы в Подольск и обратно, проехав 70 км под мокрым снегом и ветром. Этот факт говорит о внимании к весьма ответственному заданию, каким  считалось постановка на производство такого автомобиля.

              29 апреля1936 года два автомобиля – один с кузовом, выкрашенным в чёрный цвет, а другой – в вишнёвый – были продемонстрированы в Кремле И.В.Сталину, Л.М.Кагановичу, В.И.Межлауку, А.И.Микояну, В.М.Молотову, Г.К.Орджоникидзе, Н.С.Хрущёву, В.Я.Чубарю совместно с заграничными моделями того же класса, члены комиссии ознакомились с представленными образцами и высказали пожелания. Сталин, осмотрев машины, предложил заменить эмблему на решётке радиатора, сделал также и некоторые другие замечания.

 

 

                         

                                                                                             ЗИС-101

 

              Конвейерная сборка автомобиля ЗИС-101 началась в январе 1937 года. В общей сложности до января 1941 года из ворот завода вышло 8 752 автомобилей этой модели и её более поздних модификаций – ЗИС-101А и ЗИС-102.

              В автомобиле ЗИС-101, как в серийной модели, нашло воплощение большое количество новых для нашего автомобилестроения технических решений. Прежде всего – это кузов типа лимузин с опускающейся стеклянной перегородкой позади сиденья водителя. Кстати, он оборудовался отопителем, который тогда ещё называли английским словом «хитер», наружной откидывающейся багажной решёткой, люком для доступа в багажник, а также передними дверями с передней навеской, кроме того, часть автомобилей комплектовалась радиоприёмниками.

              Двигатель имел восемь цилиндров, расположенных в ряд, верхнее расположение клапанов, термостат системы охлаждения, поддерживавший наивыгоднейшую температуру в системе охлаждения, коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор типа «Марвел» с подогревом топливной смеси отработавшими газами. Большая часть двигателей комплектовалась чугунными поршнями, при которых степень сжатия не превышала 4,8, меньшая часть – поршнями из алюминиевого сплава, это обеспечивало повышение степени сжатия до 5,5 и увеличение  мощности на 20 л.с.

              Трансмиссия автомобиля состояла из двухдискового сцепления, трёхступенчатой коробки передач (вторая и третья передачи были оснащены синхронизаторами) и заднего моста с коническими шестернями, имевшими спиральные зубья.

              Несущим элементом кузова являлась очень жёсткая лонжеронная рама с Х-образной поперечиной. В сочетании с мягкой зависимой подвеской колёс на длинных рессорах и гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего действия делали езду плавной и комфортабельной. Для автомобиля с массой, равной 3 тоннам требовались тормоза с высокой эффективностью. Это было достигнуто применением в приводе вакуумного усилителя, механизма серводействия тормозных колодок, ребристой наружной поверхностью тормозных барабанов.

              Каркас кузова был частично деревянным (из бука – очень твёрдой породы дерева). Сборка кузова являлась очень деликатным делом – необходимо было исключить все источники скрипов, столь частых в соединениях деревянных деталей. Комфортабельное оборудование и отделка кузова соответствовали классу машины.

              В конце 1937 года ЗИС разработал две модификации ЗИС-101. У первой был кузов типа фаэтон со складывающимся тентом и  пристёгивающимися на кнопках боковинами, снабжёнными целлулоидными окошками. У второй – кузов кабриолет, тоже с тентом, но с выдвигающимися из дверей стёклами в  рамках, которые заподлицо входили в пазы натянутого матерчатого верха. Поскольку вторая разновидность открытого кузова была сложнее в изготовлении и, соответственно, дороже, то к мелкосерийному производству была принята первая, которая получила индекс ЗИС-102.

 

                             

                                                                                             ЗИС-102

 

               Интересно, что на проводившихся летом 1940 года гонках ЗИС-102 с кузовом кабриолет, у которого тент был сложен, а открытое пространство за передним сиденьем затянуто чехлом, показал на дистанции 1 км со стартом с хода скорость 153 км/час.

               Помимо модификации с открытым кузовом малыми сериями выпускалась на базе ЗИС-101 карета «скорой помощи», оснащённая носилками, устанавливаемыми через люк в задней наклонной стенке кузова, с изменённой планировкой задней части салона и отличительным фонарём с красным крестом над ветровым стеклом. Кроме того, некоторая часть  ЗИС-101 использовалась в качестве такси и оборудовалась таксометром, установленным внутри  кузова у правой стойки ветрового стекла.

 

                        

                     ЗИС-101 "Скорая помощь"                                                                          ЗИС-101А такси

 

               Такая сложная машина, как ЗИС-101,требовала высокой культуры производства. К сожалению, качество этой машины хромало из-за конструктивных и технологических дефектов. Для их выявления и устранения и июне 1940 года на ЗИСе работала правительственная комиссия, которую возглавлял академик Е.А.Чудаков. Она, в частности, отметила, что ЗИС-101 на 600-700 кг тяжелее зарубежных аналогов, что двигатель автомобиля имеет значительную (470 кг) массу, указала и на другие недостатки.

               Последовавшая модернизация привела к созданию машины ЗИС-101А. Каркас её кузова уже был цельнометаллическим, изменилась облицовка радиатора, стал мощнее двигатель, упрощена конструкция синхронизаторов в коробке передач и применены косозубые шестерни первой передачи и заднего хода, разработано однодисковое сцепление. Мощность двигателя возросла, благодаря установке карбюратора новой конструкции МКЗ-Л2 (типа «Стромберг»), где смесь поступала в цилиндры не восходящим, а падающим потоком, благодаря чему улучшалось их наполнение и мощность. Это был первый случай, когда на советской машине нашёл применение прибор смесеобразования с падающим потоком .  Сыграла свою роль и изменённая конструкция выпускного коллектора и пересмотренная конструкция выпускного коллектора и изменённые фазы газораспределения. ЗИС-101А, выпускавшийся только с алюминиевыми поршнями, развивал мощность 116 л.с., что позволило повысить его максимальную скорость до 125 км/час.

 

                                  

                                                                                            ЗИС-101А

 

               Что касается массы, то её удалось уменьшить ненамного, но эту задачу  планировали решить при дальнейшей модернизации. Были построены опытные образцы ЗИС-101Б со ступенчатым багажником и рядом усовершенствований в шасси, а также ЗИС-103 с независимой подвеской передних колёс. Однако реализовать эти замыслы, так же как и проект заднемоторной машины, не удалось из-за начавшейся Великой Отечественной войны. К этому моменту завод успел изготовить около 600 автомобилей ЗИС-101А.

 

               Технические данные

Размеры, мм:

               длина                                                                                                                   5750

               ширина                                                                                                                1890

               высота                                                                                                                  1870

               база                                                                                                                      3605

          Кузов:                                                                                         лимузин семиместный

          Компоновка:

               двигатель спереди

               ведущие колеса задние

          Максимальная скорость, км/ч                                                                                 125

          Двигатель ЗИС-101, бензиновый, карбюраторный, рядный

               число цилиндров                                                                                                      8

              рабочий объем , см3                                                                                           5762  

              число клапанов                                                                                                         16

              расположение                                                                                                 верхнее

              мощность, л.с./кВт ,                                                           116/85,3 при 3200 об/мин

          Коробка передач                                                          механическая трехступенчатая

          Подвески:

                передняя зависимая, на продольных рессорах,

                задняя зависимая, на продольных рессорах

           Тормоза:                                                        механические, с вакуумным усилителем

                 спереди барабанные ,

                 сзади барабанные

            Электрооборудование, В:                                                                                               6

            Размер шин:                                                                                                           7.50-17

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва