В период с 1945 – 1955 года легковые автомобили повышенной проходимости в техническом отношении получили меньшее развитие, чем грузовые. Единственной новой конструкцией, поставленной на конвейер, был автомобиль ГАЗ-69. Работа над ней группы специалистов под руководством ведущего конструктора Г.В.Вассермана началась в 1946 году. Опытные образцы автомобиля получили рабочее название «Труженик» были весьма удачными. Было создано две разновидности модели – восьмиместный двухдверный ГАЗ-69 с откидывающимся задним бортом для Советской Армии и пятиместный пятидверный ГАЗ-69А для работы в народном хозяйстве. Производство первого было начало в 1952 году, после снятия с производства уже устаревшего к этому времени автомобиля ГАЗ-67Б, а второго – с середины 1953 года, на ГАЗе. Но уже к 1955-1956 годам их производство передаётся в Ульяновск, где с небольшой модернизацией они выпускались вплоть до 1972 года, то есть в общей сложности автомобиль выпускался в течение 20 лет.
Эта простая, прочная, несложная в ремонте, очень надёжная и простая в эксплуатации машина, не только пользовалась заслуженным признанием и любовью в Советском Союзе, но и за рубежом. Она получила широкую мировую известность наравне со своими знаменитыми аналогами английским «Лэнд-Ровером» и американским «Виллисон-КЖ5».
ГАЗ-69 ГАЗ-69А
Горьковский автомобильный завод в 1955 году начинает производство более комфортабельного легкового полноприводного автомобиля ГАЗ-М72. Он был разработан в течение нескольких месяцев под руководством Г.М.Вассермана. Эта машина представляла собой комбинацию из усиленного несущего кузова ГАЗ-М20, двигателя, трансмиссии, узлов ходовой части ГАЗ-69А. В результате это слияния получился автомобиль ГАЗ-М72.
Участвовавший в разработке компоновки этого первого в нашей стране внедорожника с несущим кузовом, Борис Акимович Дехтяр вспоминал: «Вассерман решил убрать накладной лист и ввести рессору прямо в лонжерон. Начался сопромат». Ведущий конструктор машины Григорий Моисеевич Вассерман был воспитанником легендарного «короля вездеходов» Виталия Андреевича Грачёва. Кстати, слова «внедорожник» или «джип» в те времена не употребляли, говорили – «вездеход». Учеником Вассерман оказался очень способным, это под его руководством был разработан также и ГАЗ-69.
Идея «скрестить» ГАЗ-69 и «Победу» очень приглянулась Никите Сергеевичу Хрущёву. Он грезил освоением целинных земель и созданием транспортных средств повышенной проходимости. К полноприводным автомобилям у Хрущёва было совершенно определённое отношение – главному инженеру – ГАЗ-69, директору – ГАЗ-69А, секретарю обкома – ГАЗ-М72. Он даже добивался постройки полугусеничного снегохода и конструкторам ГАЗа с трудом удалось отбиться от этой затеи, доказав, что два разнотипных движителя на одном автомобиле не повышают его проходимость, а, наоборот, усложняют его эксплуатацию на дорогах с различным типом покрытий, бездорожью и целине.
Создание полноприводной машины без рамы – задача сложная. В это время А.А.Липгарт привлёк на завод молодого талантливого учёного Александра Яковлевича Таранова. Для расчёта несущей способности силовых элементов он стал прикреплять на кузов тензодатчики напряжений и тарировать их. И первым автомобилем, проверенным по новой методике стал именно ГАЗ-М72. Сначала испытания проходили на стенде, затем – на дороге. Оказалось, что во многих местах кузов излишне переупрочнён. Ведущим по конструированию кузова был назначен Абрам Исаакович Гор – именно он разрабатывал вырез в кузове под установку раздаточной коробки.
По сравнению с ГАЗ-69А новая модель была значительно комфортабельнее: лучше пыле- и звукоизоляция, удобное оборудование салона. ГАЗ-М72 имел отличную от ГАЗ-69 конструкцию заднего ведущего моста, у него отсутствовала рама, он имел совершенно другие рессоры, отчего днище поднялось над землёй на 15 см, другие колёса и шины размером 6,50 на 16 по сравнению с «Победой», имел дополнительные щитки на задних крыльях и более мелкие вырезы на передних крыльях, чтобы не вылетала грязь, отсутствовал буксирный прибор и предпусковой подогреватель, а запас топлива составлял 55 л. Эта модель была первой в нашей стране, на которой нашёл применение действовавший от педали омыватель ветрового стекла. На заводском шильдике был знак М72.
В 1955 году была проведена очередная модернизация «Победы»: она получила радиоприёмник, новую обивку салона и решётку радиатора. Тогда же небольшой серией был выпущен её полноприводной вариант ГАЗ-М72, на котором был установлен модернизированный двигатель с возросшей на две лошадиные силы мощностью, для его работы использовался бензин А-72, а не А-66 как на «Победе». За три года производства ГАЗ-М72 завоевал симпатии многих сельских автомобилистов. О его возможностях можно было судить по тому факту, что в 1956 году три столичных автомобилиста совершили пробег на ГАЗ-М72 Москва-Владивосток, в котором зарекомендовала себя наилучшим образом. Таким образом, ратование Н.С.Хрущёв за создание таких машин, повышенной проходимости как ГАЗ-М72 и «Москвич-410», как автомобилей для председателей колхозов и директоров совхозов нашло своё отражение в жизни. Машина вышла замечательной, но только для секретарей райкомов, часто объезжавших свои колхозы. В городе она смотрелась необычно.
ГАЗ-М72
Небольшой выпуск – 4 677 штук – не позволил ГАЗ- М72 приобрести известность, сопоставимую с ГАЗ-69. Тем не менее, оценивая М72 в мировом масштабе, можно утверждать, что за всё время выпуска он находился на уровне мировых аналогов.
Технические параметры
Габаритные размеры, см:
- длина 4665;
-ширина 1695;
-высота 1790;
-база 2712;
-колея
передних колёс 1335;
задних колёс 1388
Масса в снаряжённом состоянии, кг 1615
Максимальная скорость, км/час 90
Наибольший преодолеваемый подъём, град 30
Расход топлива, л/100 км 14.
Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва