ЧЁРНЫЙ ДОКТОР

                             

          Спустя 30 с лишним  лет после смерти тов. Сталина выяснилось, что ничто человеческое генсекам не чуждо: и выпить они были не прочь, и женщин любили, и, наконец, тяжело болели, от чего большая их часть и скончалась. Ну а до этого печальногомомента об их здоровье заботилось 4-ое Главное управление при Министерстве здравоохранения, именуемое в народе «Кремлёвкой».

          У «Кремлёвки», конечно же была собственная автобаза. Кстати, в феврале 2007 года ей исполнилось 70 лет.  Сначала там использовали такие же машины, как и на обычных городских станциях «Скорой помощи», - медицинские варианты ГАЗ-12Б (ЗИМ) и ЗИС-110. В первой половине 60-х годов Горьковским автомобильным заводом вместе с Рижской автомобильной фабрикой (РАФ) была создана санитарная модификация ГАЗ-13С «Чайка», которая более соответствовала рангу пациентов.

          В 1964 году ЗИЛ в сотрудничестве с Институтом им. Склифасовского и московской станцией «Скорой помощи» разработал медицинский вариант микроавтобуса высшего класса ЗИЛ-118 «Юность».  Оригинальной конструкторской идеей была подъёмная средняя часть крыши с «гармошкой».  Причём  изготавливали её действительно на фабрике музыкальных инструментов. К сожалению, (или к счастью), рядовые граждане пользовались услугами этого автомобиля только во время проведения испытаний.

                                          

          После них в  4-ом управлении решили, что медицинская «Юность» ему вполне подходит и заказало для себя такую же модель.  Ведь этот микроавтобус был оснащён форсированным двигателем от грузового автомобиля ЗИЛ-130 и мог легко и долго держать скорость 140 км/час и выше. Именно в таком темпе передвигались кортежи правительственных автомобилей, и обязательно где-нибудь ближе к хвосту колонны находилась «Юность». Без неё не обходилась ни одна поездка в Завидово или санаторий «Русь». Впоследствии по заказу «Кремлёвки» были изготовлены ещё две подобные машины. А потом «наверху» решили, что нельзя так афишировать немощность наших генсеков, и ГОН (Гараж особого назначения) распорядился, чтобы санитарный вариант ничем внешне не отличался от пассажирского микроавтобуса.  И последние три медицинские «Юности» лишились подъёмной крыши. Кстати, по тому же распоряжению эти машины никогда не красились в чёрный цвет и ходили всегда в весёленьких цветах стандартных «Юностей».

          В начале 80-х годов после снятия с производства «Чайки» ГАЗ-13,  гараж 4-ого управления пополнился автомобилями на базе новой «Чайки» ГАЗ-14. Но очень быстро выяснилось, что даже стандартная версия работает на пределе своих возможностей, а более  тяжёлый медицинский вариант не выдерживает повышенных нагрузок. Параллельно на заводе ЗИЛ велись работы по созданию собственной модели амбуланса  сперва на шасси правительственного лимузина  ЗИЛ-114. В эскизах даже существовал вариант, где надстройка начиналась прямо от лобового стекла. Но затем было решено визуально разбить на две части и без того достаточно массивный силуэт машины, и в окончательном варианте отсек водителя как бы отделён от медицинского. Кстати, надстройка выполнена из стали, а не из пластика, как можно было ожидать. Во-первых, запаса грузоподъёмности  базовой машины хватало с лихвой,  а во-вторых,  могло создать дополнительные проблемы с прохождением контроля на токсичность. Этим пробам подвергались все автомобили для правительства – как пассажирские, так и санитарные. Перед началом отделочных работ приезжал человек из ГОНа и от   каждого куска кожи, рулона ковролина и прочих материалов отрезал по чуть-чуть и забирал на проверку.

                                         

          С первой готовой машиной ещё в конце 70-х годов произошла забавная история. 4-ое Главное управление заказало два санитарных автомобиля на шасси ЗИЛ-114. Несмотря на то, что в технических требованиях за подписью министра здравоохранения Чазова было указано, что автомобиль должен быть окрашен в чёрный цвет, заместитель главного инженера, отвечавший за легковое производство, настоял на окраске в белый. Когда готовый автомобиль пришли принимать Чазов и Бородин (генеральный директор ЗИЛа в ту пору, отец того Бородина, который возглавлял АЗЛК), скандал был страшный. Машину пришлось передать заводской медсанчасти. Другая была передана заказчику, она имела полную массу 4,8 тонны, сухую – 3,9, была рассчитана на бригаду из трёх врачей.

          Вскоре на смену лимузину ЗИЛ-114 в 1979 году пришёл ЗИЛ-115, после этого для санитарных амбулансов  в качестве  шасси стали использовать  ЗИЛ-115. На этом шасси было собрано также два автомобиля,  далее в 1982 году появляется переходная  модель ЗИЛ-41045, на её шасси в 1986 году делают также два санитарных автомобиля, получивших свой  собственный индекс ЗИЛ-41042 . 

                                        

 

                                                       

 

    А в конце 80-х годов 4-е Главное управление заказывает на ЗИЛе ещё четыре санитарных автомобиля в кузове ЗИЛ-41047. Но это уже было время начала распада СССР, начались перебои с финансированием и у завода было выкуплено только три  автомобиля, четвёртый очень долго оставался на ЗИЛе и одно время весьма долго предлагался любому частному покупателю наряду с  другими модификациями, но цена была весьма изрядной 400-450 тыс. долларов.

          Это действительно был автомобиль для избранных! Вся отделка санитарного отделения выполнена из мягчайшей серой кожи, носилки – и те кожаные! Высочайший класс чувствуется во всём. Даже рамочки окон дверей были отделаны шпоном дерева ценных пород, а в переднем отсеке для водителя и охранника – кожаные сиденья с пимпочками, как у настоящего кожаного дивана. На консоли между ними – панель управления спецсигналами немецкой фирмы AEG-Telefunken: для таких автомобилей бралось всё самое лучшее. А по бокам консоли с обеих сторон – клавиши дистанционной блокировки дверей. Для чего они вообще установлены, непонятно, ведь подобные машины без присмотра не оставлялись ни на минуту никогда  и нигде. Руль очень напоминает «копеечный» - с хромированным ободком звукового сигнала и такой же тонюсенький, но огромного «штурвала» там и не надо, автомобиль оснащён весьма мощным и эффективным гидроусилителем рулевого управления.

                                           

          В машине обнаружился один технический курьёз. При внутреннем осмотре никак не удалось найти заднюю левую дверь. Но ведь снаружи она есть! Оказалось, что за ней запасное колесо, инструмент и прочие нужные в пути вещи. Но даже и у этой двери имеется деревянная оконная рамочка!

          В движении автомобиль показал великолепную управляемость и манёвренность, несмотря на большую базу и  массу около 4 тонн. Ещё у него превосходная динамика, ведь мощность двигателя 315 л.с., а литраж  – 7,68 л.  Кстати, на этом двигателе ЗИЛ-4104 система зажигания дублирована, переключение осуществляется с помощью кнопки  под приборным щитком и экранирована.

          Вообще этот автомобиль сверхнадёжен. На каждый его узел есть отдельный паспорт, который сопровождает каждый узел или агрегат с момента их изготовления. А на электротехнических изделиях стоит знак «ОС» - особая серия, что предполагает приёмку по специальным, более жёстким требованиям. После проведения над ними любой механической операции в паспорте делается запись и заверяется подписями человека выполнявшего обработку, сборку, испытание и т.д.,  его начальника и приёмщика. Каждую машину сопровождает толстая папка бумаг. Кроме того,  в гараже 4-го Главного управления работники бригад по обслуживанию таких машин должны были пройти специальную проверку КГБ и получить специальный допуск.  Хранились они на специальном этаже за металлическим ограждением, ключ от ворот находился у начальника колонны.

                             

          Теперь же подобные автомобили являются желанным объектом поиска коллекциионеров и ценителей автомото старины.

                                                                                                    См. журнал «Мотор» апрель 1997

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва