Замысел создать такую автомашину возник ещё в 1948 году, когда в НАМИ под руководством Юрия Долматовского разрабатывался проект по обновлению автомобиля "Победа". Работы по проекту завершились созданием пары трёхобъёмных опытных образцов. На ГАЗе собственная модернизация началась лишь три года спустя. Но ни в том, ни в другом случае ни один из вариантов не стал прообразом будущего автомобиля "Волга", но именно эти попытки можно рассматривать как подготовку, как предчувствие рождения знаменитого и даже культового Автомобиля.
Глава КБ ГАЗ А.Липгарт видел новую машину исключительно с автоматической коробкой передач, с более просторным, чем у "Победы", и светлым салоном . Но Липгарт по доносу был сослан на УралЗИС, но даже отсутствие идейного вдохновителя по давно назревшей замене "Победы" не смогло повлиять на скорейшее начало в решении данной проблемы.
Ведущим конструктором был назначен Александр Невзоров, главным дизайнером -- Лев Еремеев, верхнеклапанный двигатель было поручено разрабатывать американцу Гарри Эварту, а параллельно дизайнерским проектом занимался англичанин Джон Вильямс. Свой вклад в проект внёс и Юрий Долматовский, предложивший свой вариант заднемоторной компоновки экспериментального НАМИ-013. К сожалению, последняя не могла пойти в серию в виду излишней "современности" . Вариант Вильямса с большими килями был отклонён по причине излишнего влияния "ракетно-космической" тематики и технологическим причинам. В конечном счёте была принята работа Еремеева, хотя в ней и просматривалась тенденция к повторению черт американского Форда Мейнлайн. Но утверждать, что "Волга" и американский автомобиль -- это одно и то же, не верно, скорее можно говорить об обобщённом дизайне автомобиля и тенденциям моды того времени. От этой модели хотели взять не только основные внешние черты, но также использовать в качестве основы автоматическую трансмиссию, причём без особых переделок. Но имевшийся в распоряжении у проектировщиков двигатель был как минимум в два раза менее мощным для того, чтобы обеспечить надёжную работу автоматической коробки.
Автомобиль проектировался для начальства, правительственной номенклатуры и в розничную продажу практически не поступал. Лишь явно выдающиеся учёные или космонавты могли приобрести "Волгу" в личное пользование. Остальные советские граждане должны были довольствоваться мотоциклами и "москвичами", на ГАЗ-21 они могли прокатиться лишь в качестве пассажиров такси. Около двадцати лет этот автомобиль олицетворял "хрущёвскую оттепель" и демонстрировал технический потенциал Советского Союза.
Уже в 1955 году происходит официальная приёмка одного из первых экземпляров автомобиля ГАЗ-М21, имевшего решётку радиатора, состоявшую из широких вертикальных прорезей. По официальной информации министр обороны Г.К.Жуков, как член приёмной комиссии и глава ведомства, получавшего продукцию Горьковского автозавода в значительных объёмах, был недоволен имевшейся решёткой радиатора. Но есть и другая версия, дополняющая, а не исключающая первую. Якобы второй принимающий -- Николай Булганин -- председательСовета Министров СССР, заметил: "А что это у вас "Волга" беспартийная?" Таким образом, дизайнеры были вынуждены добавить основной советский символ -- звезду. В последствии эта модификация получила название "Звезда" -- первый выпуск. Далее последовало ещё две значительных модернизации. Вообще же модернизаций было гораздо больше трёх. Уже на "первой серии" прекратился выпуск модификации с автоматической коробкой передач. Оригинальная, а не заимствованная у американцев, конструкция коробки не предполагала обслуживания где-нибудь в глубинке да и в стране не хватало высококачественного турбинного масла. Это вскоре поняли и все 700 автомобилей с автоматической трансмиссией преимущественно распределяли в Москву и Ленинград, продавали и дарили известным людям. К сожалению, большинство таких машин всё же сменило автоматические коробки на механические и теперь такой автомобиль с оригинальной трансмиссией большая редкость. Хотя есть сведения, что по спецзаказу такие машины выпускали вплоть до 1962 года.
Ну, а сперва не было даже и этого -- у "Волги" отсутствовал собственный двигатель и задний мост. Выполняя принятые на себя обязательства, заводчане выпустили первую партию машин 10 октября 1956 года. Эту дату и можно считать официальным днём рождения "Волги" ГАЗ-М21. Но ещё до июня следующего года автомобили сходили с конвейера с нижнеклапанными двигателями от "Победы", форсированными до 65 л.с. Часть из этих машин установочной серии выпускались с победовскими мостами, ужасно шумными, другая -- с мостами от ЗИМа с уменьшенной колеёй, среди которых до 50% было явным браком. Всего таких автомобилей было выпущено 1100 штук, они поступали на работу в госучреждения и такси.
К концу 1957 года "Волга" , наконец, получила свой двигатель. Вместо цепного привода распределительного вала был использован привод через косозубую текстолитовую шестерню, камеры сгорания были клиновыми. Блок двигателя был отлит не из чугуна, как ранее, а из алюминиевого сплава, в блоке были установлены "мокрые" гильзы, всё это привело к значительному снижению массы. Двигатель имел объём 2,445 л, развивал мощность в 70 л.с. при 4000 об/мин. По тем временам это был очень передовой образец. С новым мотором машина улучшила динамику и разгонялась до 100 км/час за 34 с. Максимальная скорость составляла 130 км/час, быстрее, чем у 95-сильного "ЗИМа".
В конце 50-х годов Хрущёв снимает Жукова с поста министра обороны. "Волга" принимает участие в международных выставках, звезда на решётке радиатора не очень нравится европейцам. Принимается решение о замене решётки радиатора. Машина получает модернизированный двигатель, за счёт повышения степени сжатия мощность увеличена до 80 л.с.
По заказу Министерства автомобильной промышленности СССР итальянскому кузовному ателье "Гиа" делается заказ на проведение дизайнерских работ по созданию нового облика автомобиля с целью повышения объёма продаж в западных странах Европы. В результате проведения этих работ был создан один опытный образец, который не был принят в серийное производство и так и остался в Италии, далее о его судьбе ничего не известно.
В конце 1958 года машина получила новое оформление решётки радиатора -- она стала с 16 вертикальными прорезями. На оформление машины идут лучшие материалы отделки, она получает новый подоконный хромированный молдинг. В этом же году Горьковский автозавод принял участие во Всемирной выставке в Брюсселе, где была представлена целая экспозиция: легковые автомобили ГАЗ-М21 "Волга" и ГАЗ-13 "Чайка" и грузовой автомобиль ГАЗ-52. Успех был огромным! Автомобили ГАЗ получили в Брюсселе Гран-при. Советские автомобили были лучшими, если и не во всём мире, так как США участие в выставке не принимали, то уж в Европе -- точно! Горьковский автозавод стал фирмой с мировым именем. Начался экспорт "Волги" в 75 стран мира: Бельгию, Финляндию, Австрию, Голландию, Норвегию, Швецию, Англию,Индонезию, Грецию, Кипр, не говоря уж о странах социалистического лагеря. Для стран с левосторонним движением выпускался автомобиль с правым рулём, у него рычаг управления коробкой передач находился на полу. Угадайте, какое такси было самым популярным в 60-х годах в Афинах? А вот и нет -- "Волга"!
На второй серии с машины исчезла централизованная система смазки (ЦСС) передней подвески. Сделанная по подобию американской, она не выдержала условий эксплуатации в России. Во время движения по плохим дорогам медные трубки системы гнулись и обрывались, в то же время на заводе не было в необходимых объёмах маслостойкой резины. Кроме всего этого на стоянках перед государственными учреждениями оставались масляные следы после очередной смазки.
При последней, третьей модернизации в 1962 году "Волга" получает очередную новую решётку радиатора -- "китовый ус" из 36 вертикальных прорезей, изменяются передний и задний бамперы, нижняя их часть красится в цвет кузова, на них пропадают клыки. С капота убран символ -- знаменитый олень. Официальная причина -- повышенный травматизм при наезде на пешеходов, но, кроме этого, олень часто сам был жертвой любителей геральдики и обыкновенных хулиганов. В целом кузов стал строгим, более лаконичным. Это наиболее совершенная с технической точки зрения модификация. Были заменены громоздкие рычажные амортизаторы на компактные телескопические, хотя рычажные работали плавней. В 1965 году на "Волгу" был установлен новый двигатель, мощностью 80 л.с. "21-я" стала выпускаться и в варианте "люкс" для экспорта. Главная особенность -- хромированные молдинги вокруг лобового и заднего стёкол, а также хромированные накладки на крыльях.
Внутри ГАЗ-21 поражает простором, огромными диванами, стильными часами и радиоприёмником, "космическим" приборным щитком и рулевым колесом цвета слоновой кости.
Выпускались "Волги" и в модификации "универсал", ГАЗ-22 и " догонялка" ГАЗ-23, оснащённая двигателем ЗМЗ-13 объёмом 5,530 л и мощностью 195 л.с. и автоматической коробкой передач.
"Волга" зарекомендовала себя как очень надёжный и неприхотливый автомобиль, хотя и требующий регулярного обслуживания, но зато и работающий при этом очень долго. Немного грустно, что из 639 678 автомобилей , выпущенных до момента снятия "Волги" с производства 15 июля 1970 года, теперь они всё реже и реже попадаются нам на дорогах.
Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва