ПАРАДНЫЙ ФРАК ГОСУДАРСТВА

                                         

    В Советском Союзе, а после его распада в России,  «комфортабельные легковые автомобили большого литража» (термин, возникший в эпоху тотальной индустриализации) выпускал ЗИС-ЗИЛ-АМО ЗИЛ. История лимузинов московского предприятия перешагнула 60-летний рубеж и заслуживает отдельного рассказа. Мы же остановимся на отдельной модели – ЗИЛ-41047, на долю которой выпали наибольшая международная известность и признание. А помог ей в этом Генеральный  секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачёв. Борец за демократизацию, проводник идей всеобщего разоружения, он побывал во всех уголках СССР, многих зарубежных странах и везде за ним неизменно следовал служебный автомобиль. На ближнем и Дальнем Востоке и Европе, Индокитае и Северной Америке советскому лидеру оказывали тёплый приём. И вместе с тем с интересом изучали транспортное средство, на котором он передвигался, стремясь увидеть в президентском лимузине всё, на что способна автомобильная отрасль СССР. В разноголосице мнений, слышавшихся «из-за бугра», всё же преобладал «позитив». Словом, машина приглянулась тамошним автомобилистам.

    ЗИЛ-41047 является прямым развитием модели ЗИЛ-115, появившейся в 1976 году. Через четыре года «сто пятнадцатой» был присвоен индекс «4104». Ещё два года спустя после модернизации, коснувшейся преимущественно кузова (передней и задней частей, наружных ручек дверей), машина получила обозначение ЗИЛ-41045. В 1985 году, пережив очередную косметическую операцию, автомобиль приобрёл окончательное цифровое имя – «41047».

   

 

        Дизайн лимузина, впечатляющего своими габаритами (длина – 6330 мм, ширина – 2086 мм, высота – 1500 мм) и массой,  практически не изменился за прошедшие двенадцать лет. Учитывая класс и назначение автомобиля, допустимо. В любом автомобильном обществе ЗИЛ-41047 будет выглядеть солидно и достойно, пусть цельнометаллический сварной четырёхдверный кузов имеет угловатые формы, пусть характерные для 70-х годов бамперы с резиновыми накладками далеко заходят за боковины кузова, пусть решётка радиатора, рельефно выступающая вперёд, пугает всех аэродинамиков. Зато какой стиль!  Какой запоминающийся облик, создающий к тому же ощущение генетической преемственности с ЗИЛовскими  моделями предшествующих поколений.  Не случайно за годы гласности и перестройки завод получил тысячи заказав на этот лимузин. Особую настойчивость проявляли  североамериканские толстосумы.  Такому спросу мог бы порадоваться даже «Роллс-Ройс». Да вот специальные указы не разрешали строить машины для частных лиц за рубежом. Недоступны представительские ЗИЛы были  и нашим согражданам. По той же причине, указанной чуть выше, а вовсе не из-за цены.  Стоимость модели 41047 – около  350 тыс. долларов. Охотники иметь в своём распоряжении такой автомобиль (конечно их были бы единицы) нашлись.

       И всё же,  учитывая популярность  представительских ЗИЛов, 5-е управление КГБ согласилось дать разрешение на поставку лимузинов в страны дальнего зарубежья. Однако на ЗИЛе не воспользовались  предоставленной возможностью. Значительное расширение производства автомобилей, выпускавшихся в ничтожных количествах, да ещё с высокой долей ручного труда, потребовало бы таких средств, о которых завод не мог и мечтать. К тому же сервисное обслуживание, доставка запчастей за многие тысячи километров, рекламная компания – вопросы, ответов на которые тогда не существовало.

                                    

          Лимузины поступали только в распоряжение первых лиц государства. Россия –великая держава, и её лидеру пользоваться заграничным автомобилем не к лицу. Наконец существуют вопросы безопасности. Какой «Мерседес» может так защитить руководство страны, как наш ЗИЛ?  Основу одной из модификаций «4105»  составляет бронекапсула, которая устанавливается на усиленную раму. К бронекапсуле крепят наружные и внутренние панели. Стёкла, разумеется, пуленепробиваемые. Все элементы трансмиссии и ходовой части усиленные. Автомобиль развивает максимальную скорость 180 км/час и по степени защиты превосходит все зарубежные машины такого класса. Более того, по внешнему виду бронированная модификация совершенно не отличается от лимузина ЗИЛ-41047.

                                                                                       

          Но стоп! Мы отвлеклись от базовой модели. «Обычный» лимузин имеет снаряжённую массу 3600 кг и полную массу (со стандартным и специальным оборудованием, с топливом, смазкой,  охлаждающей жидкостью и хладагентом, инструментом, запасным колесом и 7 пассажирам) – 4125 кг. Понятно, что для такого тяжеловеса требуется необычный мотор, способный придать машине достойную тяговую динамику. Поэтому под огромным капотом ЗИЛ-41047 находится V-образный 8-ми цилиндровый агрегат не менее впечатляющих размеров. Это самый большой отечественный карбюраторный двигатель, рабочим объёмом 7,68 л. Его мощность 315 л.с., а крутящий момент 610 Нхм при 2500-2700 об/мин. С такими силовыми характеристиками автомобиль может развивать скорость 190 км/час, разгоняясь до «сотни» за 13 с. Дисковые тормоза с вентилируемыми дисками и двумя независимыми контурами , дополненные одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями, способны  быстро быстро остановить тяжеловесную машину. По заводским данным, тормозной путь лимузина с полной нагрузкой со скорости 80 км/час составляет 40 м.Автоматическая трёхступенчатая трансмиссия способствует плавному  троганию  и разгону автомобиля . Управление режимами производится селекторной рукояткой.

         Во время поездки ничего не должно мешать полноценному отдыху пассажиров  лимузина. Мягкая подвеска скрадывает дорожные неровности, машина как будто их просто проглатывает. Даже когда колесо попадает в приличную рытвину, кузов лишьслегка покачивается. Спереди у машины независимая подвеска, состоящая из двух торсионных валов, что придаёт подвеске высокую эффективность и компактность (ведь такая же схема подвески применяется на танках) и устраняет «клевок» при торможении, снабжёна телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, стабилизатором поперечной устойчивости. Подвеска задних колёс зависимая на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами. Амортизаторы телескопические, расположены наклонно в поперечной плоскости. Многоступенчатая система шумоглушения, эффективная звукоизоляция подавляют все посторонние шумы в салоне. Только тиканье салонных часов нарушает тишину. Ни шорохов, ни скрипов нет и в помине. Подгонка деталей – идеальная. Этои понятно. Как только новый автомобиль попадает в ГОН (гараж особого назначения), его сразу можно эксплуатировать, что называется «на полную катушку». Двигатель обкатывали на стенде и на «чебурашке» -  специальном автомобиле для обкатки двигателей, по виду похожим на «Газель», но на шасси легкового ЗИЛа и с кабиной ЗИЛ-131. А сам лимузин до принятия его комиссией должен был проехать  как минимум 5000 км. Добивались абсолютной притёртости механизмов. Последний слой краски накладывали уже после упомянутых испытаний. Высочайшей надёжности продукции зиловцы добивались, подвергая опытные машины всем мыслимым и немыслимым испытаниям: морозам Крайнего Севера, зною среднеазиатских пустынь, разреженному воздуху Кавказских гор. Из системы смазки двигателя сливали масло, чтобы проверить как долго может продолжаться движение. Перечень специальных испытаний можно продолжать долго.

         В салоне всё подчинено достижению наивысшего комфорта и безопасности. Передние сиденья обтянуты натуральной кожей, остальные -  плюшем (включая откидные сиденья среднего ряда). Все обивочные материалы доставляются из Бельгии, Англии, ФРГ. Деревянные панели – шпон изготовлены из орехового дерева, карагача, чёрного и лимонного деревьев. На полу ковры из натуральной цигейки, созданные на Люберецком ковровом комбинате. 

        

  

          Очень эффективна система кондиционирования. Она состоит из двух климатических установок (для передней и задней частей салона) с забором свежего воздуха двумя отопителями и кондиционером. Установка желаемого режима работы осуществляется с помощью пультов управления. Тёплые или прохладные потоки воздуха по желанию хозяина неслышно заполняют внутреннее пространство.

          Два передних одноместных и заднее трёхместное сиденья снабжаются регулируемыми по высоте подголовниками  и электроприводами продольного перемещения. Только среднее место заднего сиденья оборудуется двухточечным поясным ремнём безопасности, все остальные - трёхточечными, с инерционными механизмами натяжения. Насколько пассажиру вольготно на великолепном заднем диване – разговоротдельный. 

           Даже, если на  улице темно, в салоне автомобиля можно читать, не напрягая зрение. Для этого установлены один потолочный и два угловых плафона индивидуального освещения. Ещё четыре плафона освещают подножк.

            Стеклоподъёмники дверей имеют электродвигатели. Достаточно нажать на кнопку и трёхслойное атермальное стекло плавно, почти бесшумно опустится. От электродвигателя приводится и перегородка из бесцветного стекла, отделяющая особо важных персон от передней части салона. Внутреннее и два наружных зеркала заднего вида с дистанционным управлением, пепельницы на панели приборов и в подлокотниках задних дверей, прикуриватели, перчаточные ящики, поручни, откидной подлокотник на заднем сиденье создают дополнительный комфорт. 

             Конечно, оформление салона, его насыщение оборудованием зависят от вкуса и индивидуальных пожеланий  заказчика. Заводские дизайнеры  чутко реагировали на появление новых материалов, всегда пытались сделать салон самым удобным красивым.

              В последние годы в правительственный гараж поступают   в основном иномарки,а отечественные лимузины оказались в загоне. Это позор для России, ведь ни один президент ни одной уважающей себя державы не ездит  на лимузинах иностранного производства!  

 

                                                                                                                                 Журнал «Лимузин» №4, 1997

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва