А ВЫ ЕЗДИЛИ НА "ДУБЛЕ"

 

     Официально ГАЗ-24-24 именовался «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения». Основной её задачей было сопровождение правительственных «Чаек», для чего требовалась машина, способная идти с ними «на равных». Неофициально в КГБ её называли «дубль», также было распространено название «догонялка» или «догони-догони».

      Технически машина представляла собой стандартный кузов автомобиля  ГАЗ-24 с  усиленными передними лонжеронами, в который устанавливался двигатель от «Чайки» ГАЗ-13 (ЗМЗ-13, V-образный 8-ми цилиндровый двигатель, объёмом 5530 см3 и мощностью 195 л.с.) и трёхступенчатая автоматическая коробка передач. В багажнике имелся специальный сварной постамент для крепления специальной свинцовой плиты массой в 90 кг для улучшения развесовки, бывали случаи, когда в багажнике укладывали чугунные люки канализации – они идеально помещались в нишу для запасного колеса (для модификации ГАЗ-31013, кузов автомобиля ГАЗ-3102));  также на автомобиле устанавливались более мощные рессоры от автомобиля ГАЗ-24-02 универсал.  На первых модификациях устанавливался приборный щиток с ленточным «генеральским» спидометром, который на более поздних модификациях был заменён  более современным. Снаружи машина ничем не отличалась от обыкновенного ГАЗ-24 – та же посадка и одна выхлопная труба. Но отличить можно было просто заглянув в салон. Там был другой рычаг управления коробкой передач, изогнутый у основания. Алгоритм переключения по общепринятой схеме: R-N-D-L. Режима Р (парковка) в коробке не было, на стоянке автомобиль удерживался обычным стояночным тормозом. Педаль тормоза могла быть обычной, но спаренной с педалью сцепления или широкой, как принято на автомобилях с автоматической трансмиссией. От чего зависела конструкция педального узла – неизвестно. Машины красились «чайковской» технологии, с использованием хорошего антикора, иногда по спецзаказу высоких должностных лиц, могли снабжаться нестандартным интерьером из велюра или плюша. Поскольку автомобили собирались индивидуально, то имели место отличия между машинами разных лет выпуска и порой весьма значительные. Максимальная скорость, по некоторым источникам составляла около 200-220 км/час, что не оставляло машине конкурентов на отечественных дорогах.

          Автомобиль ГАЗ-24-34 та же быстроходная версия, но выполненная на шасси автомобиля ГАЗ-24-10.

          Двигатели таких автомобилей имели блок и головки блока, изготовленные из алюминиевого сплава, что тогда считалось своего рода «хай-теком». Двигатель --  V-образный 8-ми цилиндровый, рабочим объёмом 5530 см3. По многим комплектующим унифицирован с двигателем ЗМЗ-14 (для ГАЗ-14 «Чайка») и ЗМЗ-41 (для БРДМ (боевая разведывательно-дозорная машина) и БТР-70), с двигателем ЗМЗ-53 сходства гораздо меньше, хотя и можно говорить о некоторой общности конструкции. Известно три варианта двигателей, которые устанавливались на такие машины. На автомобиль ГАЗ-24-24 устанавливался двигатель ЗМЗ-24-24 с четырёхкамерным карбюратором К-114.На автомобиль ГАЗ-24-34 и  ГАЗ-31013 – быстроходную версию с кузовом автомобиля ГАЗ-3102 – устанавливался двигатель ЗМЗ-503.10, модернизированный двигатель ЗМЗ-24-24, и более распространённый, чем следующий – ЗМЗ-505.10, оснащённый двумя четырёхкамерными карбюраторами, как на ЗМЗ-14. Мощность его составляла 220 л.с. В качестве топлива использовался бензин АИ-98 или АИ-95 (по данным на 1979 год) для ГАЗ-13 использовался бензин АИ-93. Под капотом всё было установлено довольно плотно, но свечи можно было заменить, не снимая головок блока. Отвод отработавших газов осуществлялся через два глушителя, которые соединялись в одну выхлопную трубу.

        Автоматическая коробка передач отличалась от «чайковской» механизмом переключения, картер оригинальный с удлинителем. За прототип в своё время была взята американская автоматическая коробка передач «Форд-о-матик драйв» ещё при разработке автомобиля ГАЗ-21 «Волга». О заимствовании секрета не делалось, об этом можно найти информацию в литературе советского периода, также можно найти информацию, что прототипом  автоматической коробки передач для автомобилей «ЗИЛ» была крайслеровская трансмиссия «Дина Флоу» от автомобиля «Краун Империал» 1953 года.

        Задний мост имел штатный картер с  главной парой  передаточным отношением 3,38:1,  как на ГАЗ-23 и  на ранних «Чайках». Передняя подвеска в целом штатная, пружины от ГАЗ-23, усиленные – из прутка диаметром 17 мм, производятся до сих пор. Амортизаторы – оригинальные.  Задняя подвеска – штатная, амортизаторы, возможно, оригинальные, под углом как штатные (на ГАЗ-23 амортизаторы рычажные).
        Тормоза как на ГАЗ-24-24, так и на ГАЗ-24-34 могли быть дисковыми от ГАЗ-3102, но встречались автомобили, оснащённые всеми барабанными и всеми дисковыми тормозами. Рулевое управление – по типу «Чайки» ГАЗ-13 с рулевым механизмом, гидравлическим усилителем руля и силовым цилиндром, действующим непосредственно на рулевую трапецию.

        Кузов автомобиля хотя и похож на стандартный, но имеет определённое число оригинальных,  эксклюзивных деталей, в частности, передние лонжероны оригинальные увеличенного сечения и без подкосов (треугольных усилителей). Но в целом, сравнивая кузова ГАЗ-21 с ГАЗ-23 и ГАЗ-24 с ГАЗ-24-24, можно отметить, что отличий между ГАЗ-24 и ГАЗ-24-24 гораздо меньше, видимо, сказался расчёт на использование 8-ми цилиндровых двигателей. Однако кузов имел местные усилители и собирался на стапеле, после сборки грунтовался и красился вручную  по «чайковской» технологии. Качество сборки, антикора и окраски было соответствующим, но и эксплуатация машины была безжалостной, поэтому хорошо сохранившиеся экземпляры найти невозможно.

        Автомобилей ГАЗ-24-24 и его модификаций с 1973 по 1988 годы было выпущено чуть меньше 2000 штук, а ГАЗ-24-34 в период с 1985 по 1993 годы 245 штук.              

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2018 Москва