МЕЧТА ПРОСТОГО СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНИНА

   С 1956 года Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) выпускал автомобиль ГАЗ-21 «Волга» и его модификации. На момент своего появления ГАЗ-21 был вполне современным автомобилем и отличался рядом оригинальных конструктивных и дизайнерских решений. Однако, к началу шестидесятых годов он начал серьёзно устаревать и, в первую очередь, его дизайн.

   В 1961 году на заводе были начаты работы по проектированию следующей модели автомобиля, которая должна была сменить знаменитую ГАЗ-21 «Волгу». Генеральным конструктором был назначен А.М.Невзоров, а дизайнерами Л.И.Циколенко и Н.И.Киреев. Автомобиль исходно предполагалось использовать с различными моделями двигателей: карбюраторными -- модернизированным четырёхцилиндровым от ГАЗ-21, V-образным 6-ти цилиндровым, V-образным 8-ми цилиндровым и рядным 4-ёх цилиндровым дизельным. Впоследствии от идеи использования шестицилиндрового двигателя, а также автоматической трансмиссии работающей совместно с ним, отказались и в серию пошли два варианта: с рядным четырёхцилиндровым двигателем объёмом 2,5 л с механической коробкой передач и V-образным -- объёмом 5,5 л  с автоматической коробкой передач, правда, завод оснащал немногочисленные опытные образцы импортными шестицилиндровыми двигателями. Также различные модели дизельных двигателей устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗом, так и иностранными фирмами-дилерами завода.

   В период с 1962 по 1965 год было создано около шести поисковых макетов, довольно сильно отличавшихся друг от друга по внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля вцелом сложился и практически уже мало чем отличался от всем нам известного автомобиля ГАЗ-24 «Волга». К этому времени завершилась и  проработка агрегатной части проекта. В 1966 году появились первые ходовые прототипы, получившие обозначения М-24, имевшие различное оформление решётки радиатора – с двумя и четырьмя фарами. В серию пошёл, как известно, вариант с двумя фарами.

                                

   В 1967 году «Автоэкспорт» объявил, что начинается выпуск автомобиля «Волга» новой модели.

                                

   В 1968 году по обходной технологии на заводе была собрана первая опытная партия машин в количестве 32 штук, в следующем году было собрано ещё 215 автомобилей, а в конце года был запущен конвейер. 15 июля 1970 года была выпущена последняя ГАЗ-21 «Волга» и завод начал выпускать  ГАЗ-24 уже серийно.

 

ПОКОЛЕНИЯ ГАЗ-24

   Условно выпускаемые автомобили ГАЗ-24 «Волга», учитывая вносимые заводом существенные изменения во внешний вид и конструкцию, можно разделить  на три выпуска.

                                

   Первый выпуск можно ограничить периодом с 1968 по 1977 год: в модель постоянно вносились всевозможные изменения, призванные устранить выявленные в процессе  производства и эксплуатации автомобиля.

                                 

   Первые годы производства (1970-1975)  -- это период устранения, так называемых,  «детских болезней». Например, наружные зеркала заднего вида установленные первоначально на передних крыльях, из-за неудобства были перенесены, левое -- на переднюю левую дверь, а правое вообще убрали, заменили замок багажника, который был таким же как на лючке бензобака на более удобный новой конструкции,  был изменён профиль листов рессор, замок зажигания был унифицирован с  автомобилем ВАЗ, оригинальный ленточный спидометр был заменен на традиционный стрелочный, так как, якобы показания ленточного спидометра было сложно считывать из-за колебания ленты, на задние стойки крыши были установлены стояночные огни.

                 

   В 1977-1978 году была проведена первая серьёзная модернизация автомобиля и с этого момента можно говорить о начале выпуска машин второй серии. «Волга» получила клыки на передний и задний бамперы, ремни безопасности, противотуманные фары, обновлённую панель приборов с обтянутой пластиком нижней  частью и новые рукоятки из пластмассы чёрного цвета.

                                                     

В таком виде автомобиль выпускался до 1985 года.

                                

После этого она снова была подвергнута очередной модернизации, на этот раз более значительной: начал устанавливаться новый двигатель ЗМЗ-402 – дальнейшее развитие двигателей ЗМЗ-21, ЗМЗ-24, была модернизирована тормозная система, был полностью изменён дизайн салона, исчезли форточки передних дверей,  убраны клыки с бамперов, применены колпаки колёс новой конструкции. После всех этих усовершенствований автомобиль получил обозначение ГАЗ-24-10. Параллельно с ГАЗ-24-10 с 1982 года начал выпускаться автомобиль ГАЗ-3102, который разрабатывался с 1976 года и был предназначен для обслуживания государственных организаций и учреждений и для продажи в личное пользование не поступал. Его можно считать родоначальником семейства автомобилей, находящихся на конвейере до настоящего времени.

Всего с начала серийного производства и до 1992 года было выпущено 1 481 561 автомобиль ГАЗ-24 всех модификаций. 

 

Внешний вид

Дизайнерское оформление машины лаконичное, бесхитростное, гармоничное, законченное. Кузов не имеет вычурных элементов, отвлекающих от общего восприятия образа автомобиля в целом. Он имеет гармоничные пропорции, которые должны быть присущи большому седану. Ниспадающая линия боковины, подчёркнутая двумя рёбрами жёсткости придают машине динамичный вид,  что, несомненно, делает её красивой и элегантной. По дизайну внешнего вида ГАЗ-24 тяготеет к стилю американских автомобилей 60-х годов, но на момент своего появления в серийном производстве «Волга» не была устаревшим автомобилем. Разработанные примерно в то же время американские автомобили выпускались с минимальными изменениями до середины-конца 70-х годов.

Машина имеет довольно  простые, «рубленые» формы, штампованные обводы кузовных панелей просты и технологичны. Лобовое и заднее стёкла имеют минимальную кривизну, что упрощает производство и одновременно соответствует моде тех лет. Боковые стёкла дверей имеют очень небольшую кривизну, что имело место впервые в советском автомобилестроении. Цельноштампованные рамки окон выполнены заодно с конструкцией самой двери, они несколько грубы, но обеспечивают необходимую жёсткость и простоту технологического процесса.  

Автомобили ГАЗ-24 окрашивали в белый, зелёный, коричневый, серый, конечно же, чёрный и для таксив фисташковый и лимонный цвета. Гамма  цветов  ранних «Волг» была богаче, чем последних.

                      

Из особенностей дизайна можно отметить крышу автомобиля со скруглёнными углами и чётко обозначенным ребром жёсткости, подчёркивающим её профиль. Малые стёкла задних дверей имеют срез наискось,  также оформлены и передние форточки, -  это чисто ГАЗовская оригинальная находка. Кроме того,  можно отметить декоративный элемент  - хромированную накладку дефлектора вентиляции салона со стояночными огнями, которые начали устанавливать с 1974 года; на модификации ГАЗ-24-10 они не устанавливались.  Также имеются другие характерные элементы, придающие автомобилю характерную неповторимость: выштамповка воздухозаборника между нижней частью лобового стекла и капотом, продольное ребро жёсткости на крышке багажника, подобие остатков «плавников» на задних крыльях и верхние рёбра жёсткостина передних, они также несли и смысловую нагрузкупомогали обозначать передние габариты машины. В передней части автомобиля прежде всего бросается в глаза рисунок решётки радиатораон такой же, как  на последней модификации ГАЗ-21 – «китовый ус».

                                                      

Передние поворотные и габаритные фонари имеют европейскую форму и немного напоминают «Опель» того же класса. Спереди под решёткой радиатора от подфарника до подфарника был горизонтальный молдинг. После проведения модернизации модели в 1977  году и   установки бампера с клыками, этот молдинг был укорочен до расстояния между ними, а с внешней стороны клыков были установлены противотуманные фары. Для задней части автомобиля наиболее характерной особенностью являются вертикальные фонари в форме вытянутых по вертикали шестигранников, подчёркивавших большую ширину машины. На ранних версиях модели фонари были трёхсекционные и их дополняли оригинальные, симпатичные катафоты. Позднее форма катафотов была изменена и они были встроены в задние фонари. С самого начала фонари использовали европейскую схему работы: красныегабариты и стоп-сигналы, жёлтые -- повороты, белыесвет заднего хода. Задняя панель кузова имела выштамповку для номерного знака почти квадратной формы (чёрного цвета), после 1981 года выштамповка получила форму современного номерного знака. По порогам автомобиля проходил декоративной в форме полосы с заострёнными концами молдинг. Начиная с автомобилей второй серии, на передних крыльях появились повторители поворотов. Ручки дверей имеют типичную для 60-х годов форму, двери открываются нажатием  на круглую кнопку. До 1975 года ставились ручки с более толстыми толкателями (кнопками), а позднее с тонкими.

          На более новых «Волгах», начиная с ГАЗ-3102, а затем на ГАЗ-24-10, ручки «с кнопками» заменили оригинальными и довольно интересными внешне, но очень неудобными «безопасными» ручками, полностью утопленными в плоскости двери.      

                        

          На передних крыльях, в верхнем углу, располагались надписи «Волга» фигурным шрифтом. Сохраняются они редко из-за замены крыльев. На задней панели кузова также имелась надпись «Волга», но совершенно другим шрифтом. Ещё из хромового декора по нижней кромке багажника идёт широкий молдинг со сложным профилем, композиционно объединяющий оба задних фонаря и служащий для защиты нижней части багажника.  После капремонта  и на последующей модели ГАЗ-24-10 он исчезает.

          Бамперы машин первой серии, точнее до 1978 года, имели очень простую форму, без клыков, но с резиновой полосой посередине, предотвращавшей при лёгком столкновении от повреждений хромового покрытия. У второй серии, выпуск 1978-85 гг. появляются клыки, несколько непропорциональные по размеру, также имевшие резиновые накладки, считалось, что они препятствуют подъезду автомобиля под препятствие. Но в 1985 году незадолго до появления ГАЗ-24-10 они опять исчезают (их убрали из-за травматизма пешеходов от этих самых клыков). У заднего бампера боковые части, заходящие за крылья заметно длиннее, чем у переднего, чтобы визуально сгладить возникающее впечатление непропорционально длинного заднего свеса. Под передним бампером находится площадка крепления номерного знака с хромированными декоративными боковинами. Позднее с появлением клыков они исчезли. В 1985 году седан был модернизирован и получил обозначение ГАЗ-24-10 "Волга", универсалы были обновлены в 1987 году.

          В стандартную комплектацию автомобиля входили зеркала заднего вида (два на передних крыльях, только на ранних моделях, позднее только на водительской двери) и антенна с электрическим приводом подъёмаи опускания, расположенная на правом крыле. 

          Автомобиль ГАЗ-24 "Волга" был удостоен международных наград: Золотые Медали на Международных выставках в Пловдиве (1969 год) и Лейпциге (1970 год).

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2018 Москва