ЛЕГЕНДА ИЗ ОТТЕПЕЛИ

                                                            

   В 1953 году на Горьковском автомобильном заводе им. В.М.Молотова было принято решение о начале разработки полностью новой модели легкового автомобиля, который заменил бы устаревшую по меркам мировой автомобильной моды, легендарную ГАЗ-М20 «Победа».

   Созданная конструкторская группа под  руководством  А.Невзорова в конце 1953 года, приступила к разработке машины. Кузов новой машины разрабатывался, что называется, «с чистого листа». Основой для  выбора дизайна служили современные предпочтения мирового автомобильного рынка. Сильное влияние на разработку кузова новой модели оказали дизайнерские разработки фирмы «Форд»  -- прародителя ГАЗа.

                                          

                                                                          Форд-Кастомлайн

   «Форд-Кастомлайн» 1952 модельного года имел целый ряд общих  с М21 линий и элементов оформления. Тем не менее, упрёки в сторону ГАЗа в «копировании» западных моделей безосновательны, так как именно модель «Форд-Мэйнлайн» 55-го модельного года значительно больше походит на М21, нежели последняя на ранние работы «Форда». Хотя вполне можно допустить знакомство дизайнерской группы на ГАЗе с перспективными  проектами того же «Форда».

                                                                       

               

                                                                       Форд-Мэйнлайн

   Дизайн-проект модели ГАЗ-М21 «Волга» был разработан и утверждён. Уже в первой половине 1955 года завод приступил к сборке прототипов. Для них было разработано два типа трансмиссий: механическая и автоматическая.  В стадии доводки находился новый современный верхнеклапанный двигатель. Запланированная установка заднего моста с гипоидной  главной передачей не осуществилась по причине отсутствия у завода технологических возможностей. 

 

                                                 

                                                          Механическая коробка передач    

                                                

                                                           Автоматическая коробка передач

   Три первых прототипа, на двух из которых была установлена автоматическая трансмиссия,  были готовы к испытаниям  3 мая 1955 года. Первые экспериментальные образцы «Волги» отличались от пошедшей в серию также и рядом элементов внешней отделки. Устанавливались различные варианты решёток радиатора, также позже были изменены заводская эмблема, подфарники, окантовка лобового стекла, элементы оформления панели приборов и салона. Даже знаменитый олень на капоте имел несколько вариантов. 

                                               

                                                          Опытно-экспериментальный образец

   Проведя испытания новой модели и внеся в конструкцию ряд доработок в октябре-ноябре  1956 года, завод выпустил пробную партию машин.  По причине частых поломок нового двигателя из-за его недоработки, на машины установили нижнеклапанные моторы от «Победы», форсированные путём расточки цилиндров  до объёма 2432 см 3, мощность такого мотора удалось повысить до 65 л.с.  Конструкция автоматической коробки передач также требовала доработки, поэтому на конвейер пошли модели с механической коробкой передач с ручным управлением.

   Первые выпущенные образцы, на которых отрабатывалась технология конвейерной сборки, были собраны 10 октября 1956 года. А полномасштабное производство было начато уже в декабре 1956 года – это официальная дата начала выпуска автомобиля модели ГАЗ-М21 «Волга».

                                            

                                                                                 ГАЗ-21Б

                                        

                                                                                  ГАЗ-21Г

   В то время завод выпускал две модификации  автомобилей: общего назначения – 21Б и вариант  для работы в качестве такси –21Г. Автомобиль для такси отличался от базовой модели исключительно различиями в комплектации: дополнительно был установлен счётчик и зелёный фонарь «свободен», ставший на многие годы главным атрибутом машин-такси. Из соображений практичности и долговечности, сиденья обивали кожзаменителем, а не тканью, кроме того, спинка переднего сиденья не откидывалась  --  так было дешевле и такси не предполагалось использовать для устройства спального места. Была упрощена обивка дверей и почему-то не устанавливали прикуриватель. Кроме того, все автомобили-такси, начиная с первой машины и до самой последней, можно было легко отличить от машин другой модификации не только по шашечкам,  но и по отсутствию отверстия для крепления антенны на крыше,  также отсутствовало отверстие для установки прикуривателя, хотя характерная выштамповка под него оставалась. Необходимо отметить ещё одну характерную особенность внешней отделки машины именно этой, самой первой и весьма немногочисленной  серии, – отделочная внутрисалонная  рамка заднего стекла.  Этот элемент аналогичен рамке лобового стекла и был упразднён  в июне 1958 года.

   Вскоре после начала серийного производства  «Волг» завершили окончательную доработку и доводку верхнеклапанного мотора. Именно этот двигатель, весьма современный для своего времени, претерпев незначительные конструктивные изменения, под наименованием ЗМЗ-402 и его модификации сохранился в серийном производстве до наших дней. В мая 1957 года первые партии моторов поступили на главный конвейер ГАЗа для установки на машины, причём было готово два варианта двигателей: мощностью 70 и 80 л.с.,  большая мощность была достигнута увеличением степени сжатия и такой мотор требовал применения высокооктанового бензина, малораспространённого в СССР, поэтому форсированные моторы устанавливались лишь на модификации для экспорта. К тому же времени завод освоил, наконец, и производство заднего моста с гипоидной передачей.

                                                      

                                              Поперечный разрез верхнеклапанного двигателя ЗМЗ-21

   С внедрением этих агрегатов завод изменил индексы модификаций «Волг»: базовая модель получила индекс  21В, а такси – 21А, а модификация для экспорта – 21Д. На последнюю, кроме более мощного мотора, устанавливали такой элемент отделки, как декоративный хромированный молдинг, проходящий поясом вокруг всего кузова по нижней границе остекления.

   В 1958 году, наконец-то, была доведена до работоспособного  состояния автоматическая коробка передач и начато её производство.  Завод начал выпуск машин с автоматической трансмиссией, поскольку именно такой и задумывалась «21-ая Волга»: с верхнеклапанным мотором, гипоидной главной передачей и автоматической  коробкой передач. Для такой модификации предусматривалось простое обозначение: «М21» без всяких индексов. Также существовала экспортная модификация с форсированным мотором – М21Е, но она практически не выпускалась. Впрочем, ГАЗ-М21 недолго продержалась на конвейере. Всего было выпущено не более 700 машин. Проблемы в работе сложного агрегата – автоматической коробки передач, его сборки и регулировки, а также  дороговизна в производстве по сравнению с механической коробкой,  вынудили ГАЗ свернуть программу и вскоре производство машин с «автоматом» прекратилось, практически так и не начавшись.

                        

                                      

   Этот же год ознаменовался участием Горьковского автозавода во Всемирной выставке в Брюсселе. На стенде ГАЗа были представлены именно ГАЗ-21 и предсерийный вариант ГАЗ-13 «Чайка», а также грузовой автомобиль ГАЗ-52. Нашим автомобилям был присуждён « Большой приз» («Grand Prix»).  Это событие значительно увеличило продажи «Волг» в Европе.

   В 1959 году завод существенно изменил как внешнюю отделку, так и некоторые элементы конструкции и технологии в производстве М21. Автомобили получили иное оформление передней части: был установлен новый передний бампер, новая решётка радиатора с шестнадцатью вертикальными прорезями, окрашиваемая в цвет кузова,  и подфарники в виде самостоятельных элементов, а не объединённые с облицовкой радиатора, как это было ранее. Такая переделка повлекла за собой и некоторое изменение формы передних крыльев – появились выштамповка установки подфарников. Вместе с изменением передка машины изменили и замок капота с приводом, рукоятку переместили из правого угла под панелью приборов – в  левый. Был сконструирован и стал устанавливаться новый радиоприёмник, имевший меньшие габариты, при этом его динамик выводился не вверх, а вперёд, как на ранних моделях, а верхняя полка торпедо оклеивалась кожзаменителем или замшей. Для удобства задних пассажиров в спинке переднего сиденья устанавливали пепельницу и мягкие поручни. Кроме того, добавили такое полезное устройство, как омыватель  для лобового стекла.  Он приводился в действие поршневым насосом, кнопку которого установили на панели приборов слева от руля. На задних крыльях стали устанавливать резиновые брызговики, а в задние фонари добавили светоотражающий элемент. На заводе была смонтирована новая линия по подготовке кузовов. Теперь они грунтовались методом полного погружения в ванну, что значительно  упрощало процесс,  обеспечивало лучшее качество и, соответственно, защиту кузова от коррозии. С введением всех этих изменений, были введены другие индексы в обозначении модификаций: базовая модификация получила обозначение М21И, экспортная – 21К. А обозначение для автомобилей такси не изменилось – 21А. Машины, идущие на экспорт, кроме более мощного мотора, имели такой же декоративный молдинг по окнам, как и выпускавшиеся ранее. На некоторых, кроме того, декоративную решётку не окрашивали, а хромировали. В это же самое время на некоторые машины, предназначенные для внутреннего рынка, а также на все без исключения такси перестали устанавливать легендарную фигурку оленя на капоте, вместо неё ставили, так называемую, "каплю".

                                        

   Официальные причины были выдвинуты следующие: опасные травмы пешеходов при наезде на них, а также, вероятно, стремление максимально удешевить  машину в производстве, упразднением малозначительных, но трудоёмких элементов. При этом надо отменить, что процесс перехода на модернизированные модели проходил не строго одновременно. На заводских складах накопилось значительное количество  таких деталей, как панели приборов и радиоприёмники старого образца. В результате этого было произведено некоторое количество так называемых «переходных» моделей. Например, на модификации 21И 1959 года могла стоять панель приборов старого образца и т.п.  И, наоборот, ещё до начала массового производства машин с новым оформлением уже выпускались, например, 21В с новой решёткой радиатора.

                   

                                                                                ГАЗ-21И "Волга"

   В марте 1960 года завод изменил традиционную для всех предыдущих моделей полярность бортовой сети – «минус» был перенесён на массу кузова. Это обеспечивало больший срок службы кузова, защищая его от электрохимической коррозии.  В том же году на все модификации перестали устанавливать централизованную систему смазки шасси. Причиной стала её ненадёжность: отдельные точки смазки довольно легко забивались и переставали смазываться. Кроме того, развитая в целом по стране сеть обслуживания «Волг» и невысокие требования к квалификации рабочего персонала, выполнявшего процедуру шприцевания подвески, делали экономически более выгодным установку пресс-маслёнок вместо сложной и довольно-таки дорогой централизованной системы смазки (ЦСС). Приспособление для омывания лобового стекла перенесли с панели на пол – под левую ногу водителя. На все машины стали устанавливать фильтр тонкой очистки топлива, а на часть – центробежный фильтр очистки масла вместо сменного картонного. Однако вскоре вернулись к прежней конструкции – центробежный фильтр хоть и не требовал замены в течение всего срока службы автомобиля, но был довольно дорог в производстве и, кроме того, весьма капризен, так что трудоёмкость его обслуживания даже превышала стоимость работ по замене картонного сменного фильтра, включая и его собственную стоимость.

   1961 год был ознаменован серьёзным упрощением технологии изготовления кузовов. Было освоено производство цельноштампованных  боковин (ранее их сваривали в кондукторах из отдельных элементов: порога, стоек и т.д.). Учитывая проблемы, возникавшие в эксплуатации при попытках отрегулировать положение в проёме провисших или повреждённых при каких-либо воздействиях, либо авариях дверей, в новой боковине появилась возможность перемещать закладные гайки крепления петель, регулируя тем самым положение двери в проёме. При этом эти боковины  были рассчитаны на применение более технологичного крепления обивки потолка и дверного уплотнителя – безгвоздевого.  В том же году была несколько изменена конструкция переднего сиденья – с его спинки исчезли ножки, а фиксироваться в разложенном состоянии она стала перестановкой болтов в другие отверстия. Вплоть до конца 1961 года в производственной программе и в каталогах завода числились модели М21 и М21Е с автоматической коробкой передач, но, к сожалению, их серийное производство так и не началось.

   В 1962 году произошли наиболее значительные изменения в конструкции автомобиля «Волга». Все машины получили иное оформление передка – с новой облицовкой радиатора с 32-мя узкими вертикальными прорезями и новыми подфарниками, заходящими на бок крыла. С капота исчез продольный молдинг и фигурка оленя или «капля», поменялся заводской знак – он стал более изящным, с него исчезла надпись «ГАЗ». Машина получила новые бамперы, без клыков, причём под передними стали устанавливать два мощных крюка для буксировки. Полностью поменялась оптика – изменились задние фонари и рисунок рассеивателей фар головного освещения. Изменился  корпус фонаря подсветки номерного знака, а также декоративные хромированные молдинги, проходившие по нижнему краю дверей – они стали плоскими вместо рельефных, устанавливаемых ранее. В салоне изменился фасон обивки дверей, материал обивки был также заменён. Начали устанавливать 3-х диапазонный радиоприёмник – теперь он мог принимать сигнал и в диапазоне УКВ. Кроме этого ввели несколько малозаметных новшеств, например, было изменено оформление кнопки звукового сигнала на руле. Кроме чисто внешней модернизации автомобиль существенно изменился и с технической точки зрения. Рычажные амортизаторы были заменены более технологическими и компактными – телескопическими, соответственно , потребовал изменений и кузов, а именно – пол в местах крепления кронштейнов задних амортизаторов усилили поперечиной. Интересная деталь – до июля  амортизаторы не комплектовались защитными резиновыми чехлами-стаканами. В шарнирах передней подвески уменьшили зазоры, а внутри балки установили усилитель. Кроме того, практика показала необходимость увеличения диапазона регулировки углов установки передних колёс, что и было сделано путём установки в верхней головке стойки эксцентриковой втулки, аналогичной по конструкции нижней.

                   

   Двигатель также подвергся модернизации. Вентиляция картера стала открытой, вместо имевшейся ранее – закрытой, путём выведения трубки системы в подкапотное пространство. А мощность двигателя возросла  до 75 л.с. за счёт изменения конструкции распределительного вала и расширения впускных каналов в головке блока и, кроме того, в результате применения клапанов с тарелкой большего диаметра. На ГАЗе уже была налажена система распространения запасных частей, поэтому избытки узлов и деталей старой конструкции направлялись в розничную сеть  на реализацию и, таким образом, переход на новую модификацию был осуществлён, как говорится, за один день. Однако  в 1959 году  было выпущено значительное количество автомобилей, собранных уже в новом кузове, но, тем не менее,  оснащённых  шарнирными амортизаторами.

   С введением в серию всех этих нововведений завод также существенно расширил гамму модификаций. Базовая модель получила индекс  21Л, такси – 21Т. На автомобилях-такси, кроме традиционной установки таксометра и отсутствия прикуривателя и радиоприёмника с антенной, упразднили внутреннюю ручку левой задней двери и механизм её привода. А с 1963 года стали устанавливать раздельные передние сиденья, правое из которых, складывалось,  образуя ровную площадку для размещения груза. Кроме того, выпускалась модификация 21У, аналогичная 21Л, но имевшая улучшенную  отделку салона и комплект хромированных декоративных деталей как на экспортных моделях.

   Экспортная модификация «Волги» получила индекс 21М . На неё устанавливали три варианта двигателя: базовый, мощностью 75 л.с.,  а также форсированные под высокооктановый бензин, мощностью 80 и 85 л.с. На эти машины устанавливали хромированные решётки радиатора, лобовое и заднее стекло обрамлялись хромированным окладом, а по нижнему краю боковых стёкол проходил, как и прежде, поясной молдинг. Кроме того, по верху передних и задних крыльев пустили хромированные накладки – так называемые «стрелы», а на передних крыльях – декоративные надписи «Волга». Дополнительно была освоена экспортная модификация для стран с левосторонним движением – 21П. Технически она была идентична 21М за исключением правостороннего расположения органов управления.

   Кроме работ по проектированию и модернизации «Волг» с кузовом седан, завод готовил к выпуску «Волгу» с кузовом универсал. Такой автомобиль в базовой версии получил индекс  ГАЗ-22М. Отличие его от седана состояло в конструкции задней части кузова, причём боковина не имела собственного штампа и изготовлялась из боковины  для 21-й модели путём отрезания лишнего и добавления недостающих элементов. Задние сиденья были выполнены  раскладными, чтобы при необходимости образовать ровную площадку для перевозки крупногабаритного груза. Максимальная паспортная грузоподъёмность «22-й Волги» составляла 400 кг. Автомобиль ГАЗ-М22 выпускался также в нескольких модификациях: 22М – для экспорта, 22Б – для использования в качестве автомобиля «скорой помощи».

                   

   Экспортный вариант автомобиля отличался от базового комплектом хромированных декоративных элементов по аналогии с ГАЗ-М21М, а также возможностью установки форсированных двигателей. Автомобиль для «скорой помощи» имел существенные конструктивные отличия от базовой модификации. Внешне машина отличилась нанесёнными на передние двери изображениями красного креста. Стёкла пассажирского отсека были сделаны матовыми, а на задних и на стекле задка, кроме того, также было нанесено изображение красного креста. На крыше устанавливался опознавательный знак с красным крестом, а на переднем крыле – фара-искатель.   На автомобиль не устанавливался радиоприёмник с антенной,  а салон позади спинки переднего сиденья был  разделён металлической перегородкой с окошком  на два объёма, причём спереди устанавливался не цельный диван, а разделённые кресла. В санитарном отделении устанавливался раскладной столик, носилки и два одноместных сиденья. В целях упрощения проведения дезинфекции потолок и двери обивались кожзаменителем, а пол укрывался линолеумом. Задняя левая дверь в таком автомобиле не использовалась для посадки-высадки пассажиров, за ней размещалось запасное колесо, закрытое со стороны салона специальным кожухом. Кроме того, для обогрева санитарного помещения была переделана схема подачи тёплого воздуха в салон. Санитарные автомобили поставлялись также и на экспорт. Такая модификация имела индекс 22БМ и отличалась от 22Б комплектом хрома и форсированным мотором.

   Последнюю модификацию «21-й» ГАЗ осуществил в 1964 году. Внешне машина не изменилась, но была существенно модернизирована  технически. Так передние лонжероны были усилены в местах крепления рулевого механизма и маятника, так как со временем выявилась слабость этих мест при длительной эксплуатации. В ступицы передних колёс взамен шариковых подшипников более надёжные и долговечные роликовые. На машину установили отопитель  большей производительности, стеклоочистители также усовершенствовали путём увеличения длины щёток, усиления прижимной пружины и установки более мощного мотора. Подушка переднего сиденья была сделана более низкой, что улучшило удобство посадки водителя. Кроме того, стала возможной регулировка наклона спинки путём перестановки болтов её фиксации в одно из двух отверстий. Двигатель также подвергся доработке. В частности,  модернизировали жидкостной насос системы охлаждения двигателя, увеличив его производительность. Кроме того, с этого года существенно расширилась гамма различных модификаций «Волги».

  С введением в серию модернизированных моделей в 1964 году, завод изменил их паспортное наименование с ГАЗ-М21 на ГАЗ-21. Базовая модификация получила индекс ГАЗ-21Р, а такси – ГАЗ-21Т.Кроме того, изготавливались автомобили-такси для поставки на экспорт. Такая модель именовалась ГАЗ-21ТС и отличалась от такси для внутреннего рынка комплектом декоративных хромированных элементов и возможностью установки более мощных двигателей. Отдельные машины по заказу импортёра не укомплектовывались таксометром , а вместо неё устанавливался радиоприёмник и антенна.

   Для эксплуатации в регионах с жарким климатом была разработана , так называемая, «южная» версия такси. Машина отличилась обивкой салона светлых тонов, иной настройкой термостата, радиатором большей эффективности. Такая модификация имела индекс 21ТЮ, а её экспортный вариант – 21ТСЮ. Экспортная версия базовой модели общего назначения имела индекс 21УС. На неё устанавливали мотор мощностью 75 л.с. и комплект хромированного декора. Экспортные модели, на которые устанавливались форсированные двигатели мощностью 80 и 85 л.с., и именовались 21С на них дополнительно устанавливали боковое зеркало заднего вида и хромированный козырёк на конце выхлопной трубы. Выпускался также и «южный» вариант такой машины по аналогии с 21ТЮ, от имел индекс 21СЮ. В страны с левосторонним движением поставлялась модификация 21Н с правым расположением органов управления. Отделка её была аналогична 21С, а вот рычаг управления коробкой передач переместили с рулевой колонки на пол. Это, кстати, была единственная модель «21-ой Волги» с напольным рычагом переключения передач. Объясняется это тем, что из-за особенности конструкции коробки передач рычаг управления приходится размещать слева от её корпуса, при левом расположении органов управления этот рычаг заметно стесняет пространство для ног водителя. Выпускался также и вариант «праворульной» машины для стран южного региона – 21НЮ.

                                      

   Модель с кузовом универсал также претерпела ряд изменений. На неё стали устанавливать усиленные путём добавления одного подкоренного листа рессоры, в результате чего грузоподъёмность возросла до  600 кг. На крыше появились характерные продольные выштамповки для повышения жёсткости длинной крыши универсала, ранее бывшей плоской. Индекс базовой модификации «22-ой» сменили на ГАЗ-22В, экспортный вариант – на 22Г, выпускался также и экспортный вариант в «южном» исполнении – 22ГЮ.

   Начался выпуск модификации универсал с «правым рулём», такая модель так же, как и 21Н, имела напольный рычаг переключения передач, а её индекс был 22Н. Был и «южный» вариант – 22НЮ.

   Санитарный вариант сменил индекс на 22Д. Рессоры его оставили стандартными, так как большей грузоподъёмности не требовалось. Некоторые фирмы-импортёры самостоятельно переделывали «22-е Волги» в 7-8-местные путём установки в заднее отделение, предназначенное для перевозки багажа, дополнительного раскладного дивана, как это сделано на современных «Волгах» универсалах.

   Примерно в это же время по заказу КГБ был разработан и запущен в мелкосерийное производство автомобиль сопровождения на базе ГАЗ-21. Машина имела обозначение ГАЗ-23.На неё устанавливался двигатель ЗМЗ-13, который штатно устанавливался на автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» совместно с автоматической коробкой передач, придававший автомобилю выдающуюся динамику.  Правда, тяжёлый мотор значительно ухудшил развесовку по осям, заметно ухудшив управляемость и сделав машину опасно склонной к потере устойчивости. Поэтому в багажнике устанавливали специальную стальную плиту, которая своим весом компенсировала разницу в нагрузке на оси.

   Модельный ряд «Волг» 1964 года без изменений выпускали до конца производства. Последний ГАЗ-21 сошёл с конвейера Горьковского автомобильного завода в 18 часов 40 минут 15 июля 1970 года. Это была модификация  21УС цвета «антрацит». Всего за 14 лет серийного производства «21-ой» было выпущено 638 875 (по некоторым данным – 639 448) автомобилей «Волга» различных модификаций.

                    

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2024 Москва