САНИТАРНЫЙ УНИВЕРСАЛ ГАЗ-13С

                      

         Это – редчайший автомобиль, санитарный универсал ГАЗ-13С «Чайка». Его в очень ограниченных количествах выпускали на Рижском автобусном заводе (RAF)  для таких ведомств, как 4-е Главное управление при Министерстве здравоохранения СССР,  Гараж особого назначения (ГОН), Министерство обороны СССР.

           По информации от «стариков» из этих гаражей, удалось выяснить, что подобных «Чаек» для Москвы  было  заказано всего четыре.  Вероятно  речь шла  только об одной партии 1979 года, по всей видимости последней,  из которой два автомобиля были закреплены за кортежем Брежнева, один – за Сусловым и ещё один -  за Пельше. Чтобы определить суммарное число универсалов ГАЗ-RAF  следует поднять заводскую статистику. По некоторым данным их было выпущено всего около 20 штук.

          С Горьковского автозавода на RAF в город Елгава – пригород Риги поступали готовые машины с кузовом седан, а там им обрезали крышу и ставили взамен более длинную, сваренную из трёх частей -  аккуратные швы на чёрной крыше заметишь не с первого взгляда и добавляли  по одному дополнительному стеклу с каждой стороны. Появлялась задняя дверь с окошком из оргстекла. Если говорить строго, то это был не совсем универсал. Универсал, сконструированный на шасси автомобиля большого класса, а «Чайка» именно такой автомобиль, литраж её двигателя составляет 5530 см 3, носит название амбуланс. Без изменений оставались двигатель, гидромеханическая коробка передач, рулевое управление, тормоза, мосты. Только в задние рессоры с учётом возросшей массы (вместо  2660 кг – более трёх тонн) вводили два дополнительных листа – всего получалось по десять.    

                          

                          

  

          Самые существенные изменения происходили в интерьере. Сразу за диваном водителя и переднего пассажира устанавливали перегородку (аналогичную  той, что встраивали в обычную «Чайку» , когда превращали в лимузин ГАЗ-13А) и выводили на потолок над водительским местом три клавиши включения света в санитарном помещении. В нем появлялась платформа под носилки, рядом с которой по левому борту выстраивался целый гарнитур из ящичков и ёмкостей со специальным медицинским оборудованием, включая кронштейн под капельницу.  По правому борту возле задней двери крепились кислородные баллоны и электрошоковый аппарат для запуска остановившегося сердца государственного человека.  Оборудование спецсвязи включала в себя 180 кг аппаратуры. В кортеже медицинская «Чайка» шла последней, но её помощь кремлёвским старцам могла потребоваться в любую минуту. Впрочем,  так и не известен ни один случай, когда машину использовали  по прямому назначению.

 

                           

           Любопытно, как использовали и эксплуатировали подобные  машины.  Все  начиналось с приёмки особой комиссией. Например, в Министерстве обороны особое внимание уделялось бесшумности работы «Чаек», поэтому перед приёмкой клапаны двигателя затягивали, выставляя зазор 0,2 мм, чтобы – упаси господи! – не стучали. Понятно, что машина с такой регулировкой едва тянула. Как только в журнале приёмки появлялось «добро», «Чайку» тотчас отгоняли в мастерскую, где отпускали клапаны до положенных зазоров – 0,35-0,4 мм.

 

                        

 

          Кузов автомобиля сделан надёжно – «железо» при грамотном уходе проживёт лет пятьдесят, а вот большинство агрегатов после 100-тысячного пробега требовалось  по инструкции  менять и вовсе не потому, что это было необходимо с технической точки зрения, а потому что вырабатывался гарантийный срок эксплуатации. А как закрываются двери! Это непостижимый  для владельцев современных автомобилей,  в особенности отечественных,  богатый, основательный звук. Понятие «хлопнуть дверью», наверное, придумали для очень дешёвых дверей. Во всяком случае, даже не для двери, за которой находится запасное колесо.

                                                                             

   Но  «Чёрные ангелы», изготовленные на базе правительственных ЗИЛов, оказались намного надёжнее.  Тем не менее и к ремонту  «Чаек» в государственных гаражах подходили, что называется, в соответствии с духом времени. Если «накрылась» полуось или «завыл» подшипник, меняли задний мост целиком, если кололось одно из стёкол заднего фонаря, не задумываясь выкидывали полностью всю секцию.  Известны случаи, когда из-за отказа карбюратора заменялся весь двигатель в сборе. Отработавшие своё детали и узлы безжалостно списывали. И всё же кое-что приставало к бережливым рукам. До недавнего времени можно было найти и хромированные молдинги в заводской упаковке, и автоматические коробки передач с пломбами, и генераторы, реле, радиоприёмники и антенны с сопроводительными документами, подписанными, как минимум, четырьмя членами приёмочной комиссии.

             

                  

          В движении «чёрный ангел» плавен и величествен. Он возносится над  уличным потоком и диктует ему свои условия, словно, как в былые времена, неся ответственную службу в сановном кортеже. Но проходит время и «герои вчерашних дней», отработав своё, постепенно исчезают с наших дорог, уступая место новым собратьям. Некоторые машины были безжалостно распилены и отправлены в переплавку, некоторым повезло больше и они попали в руки коллекционеров, стали винтажными и ведут, как говорят сейчас, весьма гламурный образ жизни, участвуя в автомобильных выставках и презентациях. А некоторые стоят ещё в «дедушкиных» гаражах и ждут своего часа.

 

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 412-04-38
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008—2015 Москва