КАТЕР ДЛЯ СОВЕТСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

13 октября 2005 года исполнилось 55 лет со дня начала серийного   производства знаменитого советского автомобиля ЗИМ  или, согласно заводской маркировке, ГАЗ-12.
  

   Малоизвестный факт: его 6-цилиндровый нижнеклапанный двигатель (копия американского мотора Dodge D5 1937 года) первоначально предназначался для «Победы», но Сталин возмутился: для автомобиля среднего класса шесть цилиндров - это слишком! «Победа», она же ГАЗ-20, пошла в серию с 4-цилиндровым мотором. А в 1947 году в Кремле вспомнили о 6-цилиндровом в связи с приказом создать автомобиль большого класса для руководителей уровня секретарей обкомов. На Горьковском автомобильном заводе им. Молотова решили сделать этот автомобиль в стилистической манере лучших американских машин того времени, взяв что-то от Buick Roаdmaster, что-то от Chrysler Windsor, а у Cadillac 62 скопировали великолепную радиаторную решетку. Это дало основания говорить, что ЗИМ удачно «передран», хотя его техническая часть абсолютно самостоятельна.

 

                                                           

 

   К примеру, впервые в мировой практике семиместный автомобиль с тремя рядами сидений получил несущий кузов, что позволило уменьшить его массу. На всю разработку, которой руководил главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт, ушло, как и планировалось, 29 месяцев, и летом 1949 года предсерийная партия отправилась в испытательные пробеги по маршрутам Горький - Минск - Горький и Горький - Ульяновск - Горький. Автомобиль хорошо показал себя в условиях тогдашних отечественных дорог, а точнее, «направлений». Так, при преодолении брода глубиной до 55 см вода не проникала в салон, а при езде в жару по сельским проселкам в него не попадала пыль. Звукоизоляция салона тоже показала себя с лучшей стороны, - на холостых оборотах мотор был не слышен...

 

                                                             

 

   Однако пробег выявил и слабые стороны автомобиля. Две открытых машины с кузовом фаэтон оказались непригодными к эксплуатации. Их кузова усилили мощными подрамниками, которые оказались для 90-сильного мотора слишком большой нагрузкой, при том, что жесткость кузовов существенно не возросла. К сожалению, оба эти ГАЗ-12 были порезаны на металлолом, и на Горьковском автозаводе к производству открытых ЗИМов больше не возвращались. ЗИМ был окончательно готов к 7 ноября 1949 года и проехал по улицам Горького в колонне демонстрантов. Но показ в Кремле пришлось отложить до 15 февраля 1950 года: болел Сталин. Новинка понравилась вождю, семь человек были удостоены за нее Сталинской премии, в том числе и А. Липгарт.

 

                                                              

 

    Но менее чем через два года он был в результате доноса уволен с должности главного конструктора ГАЗа и сослан на завод «УралЗИС» простым чертежником - за то, что якобы саботирует разработку плавающего вездехода для армии (Липгарт хотел создавать его на основе нового ГАЗ-69, а не морально устаревшего ГАЗ-67). Лишь после смерти Сталина ему присвоили звание академика и вернули в Москву в качестве одного из руководителей отраслевого Научного автомоторного института - НАМИ. Между тем ЗИМ успешно выпускался - делали порядка 2000 машин в год. Причем не только для высоких чиновников, - появился таксомотор, а в 1951 году и карета скорой помощи ГАЗ-12Б. В июле 1957 года после «антипартийного заговора» с участием Молотова Горьковский автозавод лишили его имени. И все последующие ГАЗ-12 имели капоте эмблему «ГАЗ» вместо «ЗИМ». Производство этих внушительных, словно пароход, и уютных, как капитанская каюта, машин закончилось в 1959 году. В общей сложности собрали 21 257 штук. На смену пришла «Чайка» ГАЗ-13.

 

КОМУ ОН СЛУЖИЛ

 

   Иномарки Сталин вывел из служебных гаражей ещё  в 1947 году из патриотических соображений. Поэтому партийно-советская номенклатура яростно боролась за право пересесть из тесной неуютной «Победы» в просторный комфортабельный ЗИМ, оснащенный (пустячок, а приятно!) четырьмя пепельницами, двумя прикуривателями и огромным ламповым трехдиапазонным радиоприемником. Таксомотор ГАЗ-12 был, разумеется, попроще. Его красили в серый либо зеленый цвет, в отличие от чёрных номенклатурных машин. Сиденья были дерматиновые, вместо радиоприемника устанавливалась хромированная заглушка с надписью «Завод имени Молотова», а позднее - счетчик. К слову, проезд в таком такси стоил в полтора раза дороже, чем в «Победе».

 

                                                               

 

    Карета скорой помощи ГАЗ-12Б имела в салоне стеклянную перегородку и два откидных сиденья в правой задней части кузова. В левой устанавливались носилки с больным. В багажнике был специальный люк для них. Над лобовым стеклом красовался большой фонарь с красным крестом, а на правом переднем крыле была установлена поворотная фара для более быстрого поиска в темноте места происшествия. Из-за своего чрезвычайно мягкого хода и невероятной ремонтопригодности такие «скорые» прослужили до 80-х годов. Эти машины имели окраску цвета слоновой кости. С самого начала ЗИМы стали попадать и в частные руки. Так, в 1950 году темно-зеленый автомобиль был подарен Игорю Курчатову (Сталин милостиво решил, что крупнейшему ученому-атомщику негоже ездить в крохотном «Москвиче-400»). В 1954-м Хрущев подарил белый ГАЗ-12 Мао Цзе Дуну, чем очень обрадовал Великого Кормчего, который заказал для правительства КНР партию таких автомобилей. «Китайские» ЗИМы красили в синий цвет. Очень любили этот автомобиль финские крестьяне, ведь в салоне легко помещались четыре больших бидона молока, а продав его в городе, можно было и развлечься хорошей компанией. В Финляндию поставлялись вишневые, зеленые, серые и двухцветные машины.

 

 

                                                  

 

   Был период, когда ГАЗ-12 поступал и в свободную продажу. Тогда «Москвич» стоил 9 000 дореформенных рублей, «Победа» - 16 000, а ЗИМ - 40 000. В автомагазине в центре зала, огороженный красной бархатной ленточкой, стоял вороной ЗИМ, словно экспонат Выставки народного хозяйства. Кто же покупал такие машины? Немногие счастливцы, у кого не просто были такие деньжищи, но и кто мог безбоязненно их продемонстрировать. В Москве детвора сбегалась посмотреть, как долговязый комический актер Игорь Ильинский садится за огромный штурвал своего сухопутного парохода. Клоун Михаил Румянцев, известный как Карандаш, тоже купил ЗИМ, но, поскольку был крохотного роста, не видел из-за руля дорогу. А подложив подушку, не доставал ногами педали. Посему он водил свой автомобиль стоя. Однажды его остановил автоинспектор: что за непорядок?! Артист, пытаясь снять конфликт, отвечал, что он Карандаш.  На что неумолимый инспектор изрек: «А будь хоть и авторучкой, но коль нашел деньги на такую машину, штраф плати!» Пришлось народному артисту СССР нанимать водителя... В Киеве ЗИМ был в частном пользовании у поэта Павла Тычины. Потом Павел Григорьевич, стесняясь такого гиганта, поменял его на «Волгу» ГАЗ-21. ЗИМом владел и турецкий поэт Назим Хикмет. В его кругу ходила эпиграмма: «Назим Хикмет имеет ЗИМ, и потому Назим неотраЗИМ!» Известен случай, когда один киевлянин, не имевший квартиры, жил в своем ЗИМе. Пока не женился. Еще бы, с такой машиной - завидный жених!..

 

НЕСТАРЕЮЩИЙ ЭКЗЕМПЛЯР

 

   Шло время, и наш герой постепенно превращался из модного лайнера в проржавевшую баржу, выброшенную рекой времени на берег. Но когда угас потребительский интерес, возник, как водится, интерес реставраторов, коллекционеров автостарины и киношников. Этот автомобиль украсил многие недавние фильмы: «Мой друг Василий Сталин», «Хрусталев, машину!», «Водитель для Веры» и другие. Владелец данного ЗИМа Виктор Крутиченко, которого я знаю много лет, не реставрировал свой ЗИМ, а просто отлично сохранял. Машина 1956 года рождения досталась ему от профессора КГУ им. Шевченко в отменном состоянии, которое Виктор любовно поддерживает.

 

                                                                  

 

    Он охотно согласился позировать нашему фотокору со своим любимцем. Итак, перед нами подлинный ЗИМ, которому почти полвека. Он весь обтекаемый, словно современный биодизайн был известен еще тогда. Кроме «дутых» форм бросается в глаза обилие хрома, но не аляповатое, как на американских автомобилях 50-х годов, а умеренное, как велел стиль 40-х годов «детройтское барокко». На эмблеме и на гребешке в носу капота изображен олень, впервые появившийся не на «Волге» ГАЗ-21, а именно на ГАЗ-12. Этот символ, ныне олицетворяющий все легковые машины ГАЗа, придумал знаменитый советский дизайнер Юрий Долматовский. Размеры автомобиля действительно навевают ассоциации с прогулочным адмиральским катером: длина - 5530 мм, ширина -1900 мм, высота - 1600 мм. Двери распахиваются друг от друга: передняя по ходу автомобиля, а задняя против хода. Это красиво, удобно, но небезопасно: если приоткрыть на приличной скорости заднюю дверь, встречный поток воздуха мог вырвать ее из рук и превратить в парус, резко уводящий машину в сторону... В просторном салоне в спинке переднего дивана установлена для увеличения  жесткости несущего кузова силовая распорка. При необходимости из этой спинки можно вытащить два так называемых страпонтена - дополнительных складных сиденья среднего ряда, и машина станет семиместной.

 

 

 

ИДЕЙНО ВЫДЕРЖАННЫЕ ОГНИ

 

   Расселись. Может, прокатимся? Включаем зажигание и нажимаем слева от руля кнопку стартера. Заостренный, как нос судна, капот пошевелился и застыл: 6-цилиндровый рядный нижнеклапанный мотор не слышен на холостых оборотах. Кстати, чтобы заглянуть под капот, можно открыть одну из защелок под приборным щитком и поднять крышку капота в нужную сторону. Если потянуть за обе защелки, капот можно снять вовсе. Такая система отпирания моторного отсека пришла от американского «Бьюика». Выжав педаль сцепления, включаем ручкой, расположенной справа на рулевой колонке, вторую передачу. Почему ее? В инструкции к ЗИМу написано: «В хороших дорожных условиях трогаться с места следует на второй передаче, а в плохих - на первой». Вторая передача, согласно той же инструкции, рассчитана на скорость от 0 до 80 км/ч. Гидромуфта в сцеплении делает трогание   удивительно   плавным.   Если снять ногу с педали газа, машина остановится, но мотор не заглохнет. Очень плавно разогнавшись, переключаемся на третью, прямую передачу. Согласно паспортным данным, разгон до 100 км/час занимает 37 секунд. Максимальная скорость этого представительского парохода полной массой 1940 кг -120 км/ч. На 100 км пути расходуется 15,5 литра низкооктанового бензина (ЗИМ вполне довольствовался «72-м»). При ёмкости топливного бака 80 л запас хода превышал 500 км.  На извилистой дороге неопытному водителю помогает накапотный гребешок, позволяющий «прицелиться» в поворот. Огромное, как корабельный штурвал, рулевое колесо не имеет гидроусилителя, но зато за счет своего большого диаметра поворачивается очень легко. Гидравлические барабанные тормоза были несколько слабоваты для такой махины. Передняя независимая подвеска - пружинная на двух поперечных рычагах - делает передвижение чрезвычайно мягким. Задняя подвеска - классическая рессорная. Интересно, что самое удобное место в этом автомобиле на страпонтенах, поскольку они в центре базы. Но здесь обычно сидели попутчики или охранники. Зато на заднем диване чувствуешь себя так, что хочется отдавать приказы!.. Ввиду летней жары я не смог проверить работу отопителя, но по словам владельца машины, он очень мощный и даже в лютую стужу делает в салоне «Ташкент». Есть и тот самый трехдиапазонный ламповый радиоприёмник, неплохо звучащий даже по нынешним меркам. Но здесь хочется слушать не новости о безобразиях политиков и топливном кризисе, а песни Леонида Утесова или Клавдии Шульженко. Виктор изловчился: установил в салоне для этой цели скрытый магнитофон. Темнеет. Включаем дальний свет и дополнительные противотуманные фары. При этом начинает светиться красным накапотный флажок-гребешок с изображением оленя. А когда водитель тормозит, сзади загорается специальный красный сигнал в виде звезды. Вот такая праздничная и идейно выдержанная иллюминация...  

           

                                                        

                            

 

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2018 Москва