Большой Приз Президента Французской республики

               

      В понедельник, первого мая 1967 года погода была прохладная, ясная, на редкость летняя. Несмотря на километры, отделявшие нас от земли, были отчётливо видны башни и  колокольни Риги, Копенгагена и Амстердама, игрушечные океанские корабли, направлявшиеся в Калининград и Гамбург, белые нитки железных дорог и автомагистралей.

     Может быть, в эти самые минуты по одной из них катит невидимая нам «Юность», которую мы должны встретить завтра в Ницце.

     На Красной площади как раз начинался парад, когда ТУ-104 приземлился в Париже. Короткая экскурсия по городу, пересадка на «Каравеллу» французской авиакомпании, ещё час  полёта, и вот перед нами знаменитый Лазурный берег, не менее знаменитая набережная,  полукольцом охватывающая бухту. Пальмы, виллы, рекламы, гостиницы, полосатые зонтики  над витринами магазинов и на пляже.

     Однако пора объяснить, для чего мы сюда прилетели и для чего спешат по дорогам Европы наши автобусы из Москвы, Ленинграда и Киева.

                       

          Ницца была избрана местом проведения так называемой Международной недели автобусов. Это – соревнование автобусных заводов и одновременно туристских организаций,  проводимое через  каждые два года. Со всех концов Европы своим ходом прибывают машины с  туристами. Уже сам их пробег входит в зачёт соревнований. Автобус должен следовать точно  по расписанию, а пассажиры получать полный комплект удовольствий: спокойную езду,  осмотр попутных достопримечательностей, интересные рассказы экскурсоводов, отличное  питание, удобный ночлег. На финише пробега пассажиры выбывают из игры (начинают  тратить деньги на благо курортных коммерсантов), но для автобусов и водителей игра продолжается. Машины испытываются на кольцевом маршруте на резвость, плавность хода, бесшумность, надёжность тормозов, поворотливость, а водители – на мастерство управления машиной. В заключение техническая комиссия оценивает конструктивные новинки, удобства  и отделку автобусов. За каждый из конкурсов ставят отметки, потом вычислительная машина  их суммирует и определяет место, занятое тем или иным автобусом в своём классе и в  общем зачёте. Деление на классы зависит главным образом от размеров автобусов.  Советский Союз впервые участвует в «Неделе». Это как бы проба сил для «Интуриста», и  для конструкторов, и для водителей. Было бы и нам, конечно, интересно совершить автомобильное путешествие по всей Европе. Но у нас своя задача, мы – советские представители в технической комиссии.

          Самые большие надежды мы возлагаем на автобус ЗИЛ-118 «Юность», выпущенный Московским заводом имени Лихачёва. Он благополучно миновал Польшу, ГДР и ФРГ, сейчас  бежит на юг по дорогам Франции.

          У «Юности» не совсем обычная история. До недавнего времени в планах автобусного производства не числилось ни быстроходная 18-местная модель, ни  Московский автозавод,  который выпускает пятитонные грузовики и, в небольшом количестве, классные легковые  автомобили. Но ещё в пятидесятых годах, молодые конструкторы завода во главе с Николаем  Гринчаром пришли к выводу, что на основе легкового автомобиля можно создать  великолепный туристский автобус. Потребовалось много месяцев, чтобы обосновать и  защитить эту идею, добиться разрешения и средств на постройку опытных образцов, сконструировать и изготовить их в свободные от основных заводских заданий  часы. Бывало,  что работа шла до глубокой ночи.

          Первый же образец «Юности» доказал правоту её авторов. Началось серийное производство таких машин. Оно продолжается по сей день, конструкция машины всё улучшается.

                                                      

          В технической литературе «Юность» иногда называют многоместным легковым автомобилем. Но это всё-таки автобус. И дело не только в названии и в числе мест. Гораздо важнее то, что применение автобусной, «вагонной» схемы даёт возможность увеличить вместимость, не увеличивая размеров автомобиля, расходовать на каждого пассажира меньше материала в конструкции и меньше топлива при движении. За счёт чего это достигается? Приём тот же, что и для городских автобусов. Поставим «Юность» рядом с легковым автомобилем ЗИЛ-114, у которого, как и у всякой легковой машины, сиденье водителя расположено позади передних колёс, а двигатель находится перед кузовом. У «Юности» сиденье водителя установлено рядом с двигателем, и сразу за передними колёсами начинаются пассажирские места. Вот, собственно говоря, и весь ответ. Автобус получается таким же поворотливым, как базовая машина. Разумеется, его многоместный кузов (тем более с пассажирами) тяжелее легкового, и автобус  развивает не 170, а 120 километров в час. Но для туристских целей этого вполне достаточно.

          Наступил вторник. Рано утром мы наняли в соседнем гараже машину и помчались на франко-итальянскую границу, чтобы встретить наши автобусы, заменить на одном из них треснувшее лобовое стекло, на другом  - капризный  карбюратор. Об этих дефектах было сообщено по телефону в Москву, и мы взяли с собой запасные части. Повреждения не слишком помешали автобусам в пути, но их надо было устранить для допуска к конкурсу.

          Мы рассчитывали произвести ремонт, пока туристы будут обедать в пограничном городке.

          Этот обед надолго останется у всех нас в памяти. В момент прибытия автобусов перед рестораном взвился Государственный флаг СССР и собралась пёстрая, шумная южная толпа. В её переднем ряду стояли, с инструментами наготове, предупреждённые нами по телефону  механики со здешней станции обслуживания автомобилей, чтобы помочь  «советским» привести в порядок машины. Они мастерски справились даже с такой сложной работой, как быстрая смена огромного стекла, и от оплаты отказались.

          Торжество открытия «Недели» затянулось далеко за полночь. Утомлённые туристы уже видели сны, когда не менее утомлённые водители, гиды и члены технической комиссии  собрались в холле гостиницы . Испытания должны были начаться на рассвете, а водители ещё  не знали маршрута, иные не могли прочитать французские знакиуказатели. Руководитель  делегации дал мне поручение: проехать на автобусе «Юность» по трассе испытаний вместе со  всеми водителями, ознакомить их с указателями и с правилами прохождения отдельных  участков. Всматриваясь в каждый поворот, мы ехали по тёмным горным дорогам, наблюдая  сверху ночную панораму Ниццы. В результате этой поездки советские водители смогли выступить в соревнованиях на равных  условиях с другими, знавшими трассу.

          Главным соперником «Юности» оказался американский «чеккер-аэробус». Вот уж его-то действительно можно назвать многоместным легковым автомобилем! Кузов легковой машины  разрезан поперёк надвое и, при сохранении всей схемы машины, в вырезанную часть вставлен кусок с дополнительными рядами сидений. С обеих сторон получилось по четыре двери! А  пассажирских мест – всего лишь двенадцать. Колёсная база почти на метр больше, чем у  «Юности». Это-то и подвело «аэробус». В горах ему не хватало поворотливости, и он был  вынужден уступить первое место советскому  автобусу.

          В тот же вечер состоялось соревнование на мастерство вождения  (малые автобусы, в том числе «Юность», в них не участвовали). Каждый водитель останавливал автобус на линии  старта. Потом выходил из кабины и раскладывал перед автобусом шесть металлических  пластин, чтобы проехать по ним, если сумеет, всеми колёсами. Потом, совершив по  ограждённой столбиками трассе крутую петлю, затормаживал автобус у края площадки.  Потом проделывал ту же операцию задним ходом и покидал площадку. И всё это как можно  быстрее. Проезд по пластинам отмечался на световом табло, а точность остановок – светофорами. Красный свет – буфер автобуса прикоснулся к щиту светофора, синий свет –  автобус остановился слишком далеко, зелёный свет – буфер находится на требуемом  ничтожном расстоянии от щита.

          Один за другим выезжают на площадку автобусы, загораются по три-четыре, редко пять лампочек на табло, вспыхивают огни светофоров, падают столбики, объявляются  секунды. Все их числа – трёхзначные. Только Степан Борим из Львова показал настоящий  класс – двузначное число! Его превосходство было видно с самого начала – с какой лёгкостью  он спрыгнул на землю, установил пластины, тронул огромную  машину, ещё не устроившись  как следует на сиденье. Столбиков он не задел, проехал по пяти пластинам из шести, зажёг на  обоих светофорах зелёный свет.

          В пятницу вечером большой зал одного из ресторанов Ниццы  заполнили две тысячи  участников «Недели». На эстраде длинной шеренгой выстроились призовые кубки. Под гром  аплодисментов они перекочёвывают на столики. Степан Борим вскакивает на эстраду точно  так же, как он вскакивал позавчера в свою кабину, и потрясает в воздухе вручённым  ему  кубком. На столике с советским флагом – целая коллекция: синяя с золотом фарфоровая ваза – большой приз Президента Французской Республики за первое место, занятое «Юностью» в  туристском пробеге; большой приз технических испытаний – опять-таки автобусу «Юность»;  большой приз за мастерство вождения – Бориму. Три главных приза «Недели» из четырёх! И ещё пять почётных призов другим нашим автобусам. И специальная медаль нашей делегации  за организацию участия советских автобусов в соревнованиях.

                                                          

          Дебют московских, львовских и павловских конструкторов, водителей и сотрудников "Интуриста" стал   событием «Автобусной  недели».

          Главную роль в этом событии сыграла «Юность», новый тип лёгкого, быстроходного туристского автобуса.

                                                     «Знакомые и незнакомые»  М. "ДЛ", 1976 г.   Ю.А.Долматовский 

 

 

 

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 488-43-99
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008 - 2018 Москва