«ЧАЙКА» - ПТИЦА ВЫСОКОГО ПОЛЁТА

     Наступление 50-х годов прошлого века в мировой экономике было отмечено поступательным ростом, люди оправлялись от войны, появлялись новые надежды и стремления на новую жизнь.  Автомобилестроение характеризовалось внедрением многих новых решений  как в использовании новых материалов и технологий,  так и  в  технических и дизайнерских решениях.  Потребители хотели чего-то новенького.

      К середине 50- годов в СССР встал вопрос о замене устаревающего автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ» - флагмана Горьковского автозавода - новым, более современным, который находился бы на уровне передовых технических решений и отвечал бы автомобильной моде того времени. На тот момент «ЗИМ» находился в производстве не очень продолжительное время, но он  уже начал устаревать технически, да и по дизайну всё более становился архаичным в сравнении с появлявшимися мировыми образцами. И, конечно же,  руководство страны также хотело ездить на автомобилях, технически не уступавшим конкурентам за железным занавесом.

      Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.Соловьёв, Н.Юшманов, Г.Пономарёв, В.Гнетнёв, П.Сыркин, О.Пелюшенко, М.Мокеев, Б.Греков, Л.Д.Кальмансон, Б.С.Поспелов, Б.Б.Лебедев, Л.Э.Дуарте.

      В конце 1955 года на ГАЗе был создан опытно-экспериментальный образец ГАЗ-12 «Чайка» внешне очень похожий на ЗИМ.

                                       

                                                                                   ГАЗ-12 "Чайка", 1955 год

      Необходимо отметить, что примерно в это же время на заводе ЗИЛ в Москве велись работы по проектированию нового автомобиля, который должен был бы заменить также уже устаревший  ЗИС-110. Результатом этих работ  явилось создание двух опытных образцов ЗИЛ-111 «Москва», имевшего новые стилистические решения  в оформлении кузова, но не соответствовавшего уровню развития техники на тот период. В результате было принято решение, что машина в серию пойти не может, но тем не менее было изготовлено несколько таких автомобилей, представляющих теперь большую ценность для сегодняшних коллекционеров.

                                                       

                                                                                          ЗИЛ-111 "Москва"

       Некоторое время спустя в 1956-1957 годах для изучения уровня американской автомобильной промышленности и перспектив его развития, для Научного автомоторного института (НАМИ) было закуплено несколько образцов "Паккард-Каррибиен" и "Паккард-Патришин" . Которые предполагалось взять за основу при проектировании.  Но говорить, что «Чайка» и ЗИЛ-111 – это советские копии американских автомобилей в корне неверно. Взять хотя бы число мест. В «Паккардах» их было лишь пять, а в техзадании на проектирование наших автомобилей было указано семь – отсюда разные типы кузовов и разная длина и масса автомобилей. Далее совершенно по-разному выполнен дизайн кузова и решётки радиатора, можно лишь говорить и некотором сходстве в оформлении фар в передних крыльях у ГАЗ-13 и задних фонарей у ЗИЛ-111. 

                             

                                           

                                         Дизайнер Б.Б.Лебедев и ведущий конструктор кузова ГАЗ-13 "Чайка"

                                         Л.Э.Дуарте в скульптурно-художественной мастерской КЭО

     Примерно в 1956 году было изготовлено два макета в натуральную величину (возможно и более, но точных подтверждений этого нет), которые были созданы с участием  Л.Э.Дуарте и Б.Б.Лебедева. Эти макеты лишь отдалённо напоминали последующие опытные образцы. В середине 1957 года было изготовлено два опытно-экспериментальных образца для ходовых испытаний.  Они отличались другим оформлением кузова: арочными молдингами, другим лобовым стеклом, задними фонарями и подфарниками, а также разным литражом двигателей  (4,9 и 5,5л). В этом же году была организована закрытая выставка в НАМИ, где был выбран один опытный образец и начато его мелкосерийное производство с целью проведения испытательного пробега. Пробег планировалось провести по дорогам России, Украины, горам Крыма и Кавказа, общей протяжённостью около 21 тыс. км. Всего для испытаний было изготовлено  около 9 автомобилей. Они имели комбинированную окраску из двух цветов, «позолоченную» решётку радиатора и стилизованное изображение птицы на капоте.

                                           

                                         Первый опытный образец после выставки в Брюсселе экспонировался

                                          на ВДНХ СССР в павильоне "Машиностроение" ныне "Космос"

 

     В начале 1958 года опытный образец вишнёво-бежевого цвета  с  «позолоченной » решёткой радиатора и буквами  «ЧАЙКА» на капоте под условным названием «Э-2», был представлен на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе, которая проходила в период с апреля по май. На этой «Чайке» тоже имелось накапотное украшение.

   «Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Двигатель автомобиля ЗМЗ-13 был верхнеклапанным с V-образным расположением цилиндров, такой тип двигателя был впервые выпущен на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ), объёмом 5,53 л, мощностью 195 л.с. Даже полностью снаряжённая машина легко разгонялась до 160 км/час и расходовала на 100 км пути 21 л бензина. На двигателе был установлен четырёхкамерный карбюратор. Впоследствии этот двигатель был использован в качестве прототипа при  проектировании двигателя для грузового автомобиля ГАЗ-53, а также для бронетранспортёров (БТР) и боевых разведовательно-дозорных машин (БРДМ). На машине были использованы агрегаты, ранее в продукции ГАЗа  не использовавшиеся -  гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъёмники, радиоприёмник с автопоиском и антенной с электроприводом, на машине с небольшими доработками серийно устанавливалась автоматическая коробка передач, не пошедшая в серию на автомобиле «Волга».

     Несущим элементом кузова автомобиля «Чайка» была Х-образная  рама без боковых лонжеронов. К ней через резиновые подушки в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску конструкторы «Чайки» не решились и остановились на более традиционном решении для автомобилей подобного класса – независимая пружинная подвеска передних колёс и зависимая на полуэллиптических рессорах подвеска задних.

 

                                             

                                                                                     Схема шасси ГАЗ-13

     Официальным же днём рождения «Чайки» следует считать 16 января 1959 года, когда  в день открытия  ХХI съезда КПСС машина была представлена руководителям партии и правительства, делегатам съезда в качестве трудового подарка работников Горьковского автомобильного завода. Первое время завод, кроме автомобилей чёрного цвета, выпускал и двухцветные в различных комбинациях, как это имело место с «Волгой» ГАЗ-М21, но потом полностью перешёл на выпуск автомобилей чёрного цвета.

     В последующие годы ГАЗ-13 возили по различным международным автомобильным  и промышленным выставкам: в Брно, Будапешт, Женеву, Нью-Йорк. Уже на выставке в Нью-Йорке была представлена  автомашина чёрного цвета, с салоном из красной ткани с «шахматным» узором обивки.  На протяжении нескольких лет «Чайка» с брюссельской выставки экспонировалась в Москве на ВДНХ СССР в павильоне «Машиностроение» ныне «Космос».

     В 1961 году на ГАЗе организуется производство модификаций  на базе ГАЗ-13.  Начинается производство автомобиля с кузовом типа лимузин – ГАЗ-13А, имеющим внутрисалонную стеклянную перегородку, отделяющую пассажирский салон от водителя, дополнительно оснащённый переговорным устройством, двумя радиотелефонами, дублированной системой зажигания и двумя аккумуляторными батареями вместо одной. Точное число выпущенных машин неизвестно.  Изготовлен первый образец с кузовом типа кабриолет – ГАЗ-13Б.

                                            

                                                                         Модификация ГАЗ-13Б "Чайка", 1961 год

     Машина имеет шесть мест вместо семи, подъём и опускание мягкого  складывающегося тента осуществляется с помощью гидравлического привода с места водителя. Выпущено около 8-10 машин. Для стран с тропическим климатом выпускается модификация ГАЗ-13Ю. Кроме того,  базовая модификация использовалась для создания автомобилей с кузовом типа амбуланс (в простонародии – универсал), в качестве машины скорой помощи, получившая обозначение ГАЗ-13С. Готовые автомобили из Горького перегоняли под Ригу, в Елгаву на завод РАФ, где выпускались знаменитые «Рафики» - маршрутные такси и машины скорой помощи. Там «Чайкам» удлиняли крышу – она состояла из трёх частей, устанавливали с боку по одному дополнительному окну, дверь в задней части, перегородку за водительским сиденьем, большой круглый фонарь в салоне, за левой задней дверью размещалось запасное колесо,  устанавливали ложемент для носилок, носилки и медицинское оборудование. Усиливали на два листа задние рессоры. В силу мелкосерийности производства все машины имели некоторые отличия между собой. По разным данным всего было изготовлено около 20 таких автомобилей.

                                          

                                                                 Модификация ГАЗ-13С "Чайка", середина 70-х

        К началу 60-х годов намечаются очередные тенденции в изменении автомобильной моды в США. Недавно выпускаемая «Чайка» начинает устаревать эстетически. Не стоит забывать, что американские аналоги были привезены в Москву в 1955 году. И вот в 1961 году предпринимается попытка  по обновлению внешнего вида – появилась четырёхфарная система освещения, решётка радиатора изменилась на полосную, изменился также передний бампер.  Передняя часть приняла более современный вид, но стиль боковины остался прежним. По крайней мере, был собран один образец для выполнения ходовых испытаний. Но в серию данные изменения не пошли и «Чайка» продолжала выпускаться в прежнем виде.

                                            

                                            Один из вариантов обновления внешнего вида ГАЗ-13 "Чайка", 1961 г. 

         В 1962 году базовая модификация обновилась не только технически, но и внешне. Из новых технических решений можно отметить новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый радиоприёмник  с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана,  другие колёсные диски с новыми колпаками. Изменения коснулись и салона. При его изготовлении стал использоваться другой материал – парадное офицерское шинельное  сукно серого цвета с дерматиновыми вставками. В начале 70-х на передней стойке левой передней двери «Чайки» появляется   наружное зеркало заднего вида в дополнение к внутрисалонному. А к концу 70-х, когда уже пошла в серию «Чайка» второго поколения, ГАЗ-14 , салон 13-ой модели подвергся очередным изменениям: с торпедо исчезла латунная сетка, появилось самоклеящееся покрытие «под дерево»,   в качестве материала диванов и карт дверей стал использоваться велюр бежевого и тёмно-зелёного цветов как на ГАЗ-14, внутренние рамки дверей стали красить в чёрный цвет, руль также стал чёрным. На машину ставился уже третий вариант радиоприёмника, для его питания уже не требовался повышающий блок питания, располагавшийся под торпедо у правой ноги переднего пассажира. Именно такая, одна из последних «Чаек», экспонируется в музее ГАЗа.

                                  

                                        ГАЗ-13 "Чайка" - экспонат музея Горьковского автомобильного завода

       Большие, красивые и комфортабельные «Чайки» использовались  в различных министерствах, комитетах и ведомствах. Они пришлись «по вкусу» и дипломатам как советским, так и иностранным, работали в посольствах в СССР и за границей, например, обслуживали посольства СССР в Великобритании, Нидерландах, США (по крайней мере можно говорить о двух седанах и одном кабриолете), в странах народной демократии, на «Чайках» ездили министры «второй руки», которым по рангу не полагался ЗИЛ. «Чайки» активно использовались при встрече почётных гостей, видных деятелей и героев страны и мира, как в качестве основного, так и в качестве автомобилей сопровождения, обслуживали партийное и советское руководство союзных и автономных республик, участвовали в парадах в военных округах. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Заказ автомобилей по тел.: +7 495 928-87-08 или +7 910 412-04-38
Электронная почта avtosssr@mail.ru
© 2008—2015 Москва